Каждый год в мире появляется 100 – 150 новых изобретений в различных сферах жизнедеятельности человека. В эту копилку можно зачислить и набирающий обороты жанр аудиокниги. По мнению многих экспертов, аудиокнига способна заменить зрительное восприятие литературного произведения, а если из приёмника-плеера зазвучит завлекающий голос любимого актёра, тем более существенным станет выбор в пользу CD. Казалось бы, жанр развивается и только-только встаёт на ноги, но есть в этой отрасли компании со стажем.
Одна из них – издательский дом «Два жирафа». Уникальность предприятия в том, что диски и кассеты оно выпускает исключительно для детей, что не может не радовать в свете наступившего Года ребёнка в Москве.
Все родители хотят, чтобы их дети выросли добрыми, культурными и с нормально развитой речью. В то же время наш стремительный век не оставляет возможности общаться с детьми столько, сколько хотелось бы нам и необходимо им. Назревает вопрос, действительно ли родители вместо живого внимания готовы поставить ребёнку диск? Ответ – да, и делают это с удовольствием. Иногда слушают вместе с ребёнком.
Мне удалось разузнать некоторые факты о развитии детского аудио у генерального директора аудиоиздательства «Два жирафа» Владимира Михайловича Венкина: «Наша компания немолодая, возникла и окрепла в девяностые годы двадцатого века, когда на смену пластинкам пришли аудиокассеты».
Придя из главной редакции радиовещания для детей Гостелерадио, Владимир Венкин собрал команду, пригласил на запись известных актёров (Олег Табаков, Валентин Гафт, Армен Джигарханян, Вера Васильева, Лев Дуров, Ирина Муравьёва, Вячеслав Невинный, Леонид Куравлёв, Семён Фарада, Наталья Варлей) и приступил к созданию аудиоспектаклей. Со временем продукция стала востребованной, в основном среди тех, кто помнил советскую «Радионяню». Кстати, к тому времени «Два жирафа» выиграли тендер у Гостелерадиофонда и получили право на подготовку и тиражирование программы «Радионяня». Так что в маленькой компании продолжались традиции лучшего детского вещания.
На сегодняшний день ИД «Два жирафа» создал более двухсот дисков со сказками, стихами, колыбельными, литературой, музыкой, развивающими играми и песнями для детей и их родителей, которые можно приобрести по всей стране – от Калининграда до Владивостока.
В своих будущих проектах издательский дом делает большой акцент на музыке. Готовятся к выпуску четыре новых аудиомюзикла с неизвестными ранее способами записи литературы. Попробуйте представить хор трюмных крыс или колыбельные пиратов. Залог успеха новых проектов – хорошие сценаристы (Дмитрий Кузнецов, Марина Улыбышева, Игорь Жуков), талантливые композиторы (Алексей Шелыгин, Филипп Кольцов) и артисты первого эшелона российского театра и кино. Возможно, кое-что ляжет в основу мультипликационного ряда.
Говоря о мультиках, стоит упомянуть аудиоверсии двух российских блокбастеров студии СТВ Сергея Сельянова «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей». Несмотря на существование мультфильмов, аудиоверсии оказались востребованными.
Проектов и задумок у компании хватает. А вот как привлечь слушателя? Ведь нынешние родители выросли в период популярности «черепашек Ниндзя» и «трансформеров». Как их заинтересовать качественной продукцией отечественного производства? Ведь дети растут в семьях, где папы и мамы слушают Муз-ТВ и МTV. Не учитывать этого нельзя. «Мы способны делать продукт лучше, чем его делают в Европе и Америке, нужно время и планка хорошего уровня. Не два притопа, три прихлопа, а джаз, рок-н-ролл для детей», – ответил мне Владимир Венкин.
На государственной радиостанции «Радио России» уже более десяти лет выходит в эфир передача для детей «Колобок и два жирафа», московские школы начинают применять опыт аудио в обучении (школа ‹ 1417 получила полный сборник аудиодисков «Двух жирафов»). Детский рынок будет развиваться, и объём продукции для детей будет расти, если этому поспособствуют решения правительства. Пока существенных изменений в сегменте аудио для детей нет, но, возможно, в будущем из наушников подростка будет звучать не транс-хаос, а гоголевский «Нос» с музыкальным сопровождением.