Литература в ящике
С тех пор как весной гастарбайтер сбил сосульку с крыши нашего дома и раздробил спутниковую антенну, зарубежные каналы стали временно недоступны и пришлось обходиться только российским телевидением. Главный жанр, который заполонил все каналы, – детективный. А отдельные каналы вообще показывают одни и те же детективные сериалы на протяжении многих лет.
Я и сама люблю детективы, смотрела и смотрю: и Анискина, и «Знатоков», и миссис Марпл, и «Чисто английское убийство», и наших и не наших Шерлоков Холмсов, и многое другое про поиски воров и убийц… Их на экране в избытке, но ведь смотреть всё это, за редким исключением, невозможно.
Недавно, словно прочитав мои мысли, по телеканалу «Культура» показали запись программы знаменитого писателя Юлиана Семёнова, сделанную в концертной студии «Останкино». Год 1983-й. Ещё жив Советский Союз, идеология ещё едина для всех. Но в данном случае речь не о политике, а о писателе высочайшего класса и о его творческих принципах. Кстати, сам себя он называл детективщиком и говорил, что этот жанр до недавнего времени был не в почёте – считался
пережитком буржуазной идеологии.
Как Юлиан Семёнов работал над своими детективами и остросюжетными романами, он подробно рассказывал зрителям. Вот только один отрывок из этой беседы, который показывает ход мысли писателя. Его спросили о романе «Горение», не хотел бы он снять по нему фильм, и Семёнов ответил: «Я бы сделал его. Но нужно подробнее разобраться и с Розой Люксембург, и с Петром Столыпиным, и с Павлом Милюковым, и с взаимодействиями Министерства иностранных дел России, Британии, Германии, со славянским вопросом на юге, с польским вопросом – в центре…» Интересно, сейчас, когда снимаются биографические сериалы из того времени, кто-нибудь пытается разобраться в подобных вопросах?
И о «Семнадцати мгновениях весны». Вопрос был задан по поводу того, как Броневой сыграл Мюллера. Ведь долгое время немцев в фильме изображали… неумными. Семёнов усмехнулся: «В лучшем случае!», а далее говорил, что Мюллер – создатель уникальной машины насилия, слежки, подавления, и если мы хотим показать подвиг наших чекистов, военных разведчиков, работающих глубоко в тылу, мы должны показать, с кем они имели дело. Высочайший уровень профессионализма был с обеих сторон, и переиграть противника было архисложно. Но наши разведчики были на высоте, и благодаря в том числе их действиям мы в этой войне победили.
На вопрос, как он относится к историческому факту, ответил, что к толкованию исторического факта нельзя относиться однозначно. В целом исторический факт – это побудитель мысли. Если относиться к истории как к науке, то можно прогнозировать будущее.
Как нам не хватает сегодня таких людей в кино, на телевидении, да и в жизни; с каким вниманием мы вглядываемся в их лица, запечатлённые на плёнке. На фоне сегодняшней бесшабашности, непрофессионализма, простодушной веры, что главное в жизни – деньги, архивные записи в «Останкино», выступления таких разных людей, как Валентин Катаев, Константин Симонов, Юлиан Семёнов… дают надежду, что не всё ещё потеряно, что к настоящим ценностям, ответственному отношению к написанию сценариев и книг ещё можно вернуться.
Ираида Садовкина