Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Мудрость реакционера

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Андрей Кончаловский, Владимир Пастухов. На трибуне реакционера. – М.: Эксмо, 2007. – 320 с.: ил.

«Сегодня мир поделился на свободомыслящих, желающих освободить всё человечество либералов, и тех, кто не разделяет либерального оптимизма и нетерпения. В наше время в России всякий, кто не либерал, тот реакционер. Мы не либералы, значит, мы реакционеры…» – с самого начала заявляют авторы книги, известный режиссёр и политолог, объясняя смысл её названия.
По их мнению, реакционер в России – это консерватор, то есть человек, который верит, что культура определяет политику. Мало того, авторы утверждают, что свобода скована не властью, а культурой. Мудрость правителя не в том, чтобы дать народу свободу, а в том, чтобы правильно её дозировать, соизмеряясь с уровнем и характером культуры.
Реакционер понимает, что выбор лежит между возможным и невозможным. А возможным является только тот выбор, который опирается на национальную культуру и исторические предпосылки, а не на общечеловеческие ценности, утверждающие универсальную свободу личности.
Высказываясь по схожим поводам, авторы взаимодополняют друг друга.
Кончаловский: «Личность, права человека – понятия универсальные. Это одно из самых главных заблуждений Запада. Это надменное представление, что ценности западной культуры универсальны во всём мире. Западные философы и аналитики переносят свою ментальность на жителей Китая, Ирака или России и… ошибаются в своих прогнозах».
Пастухов: «России надо набраться мужества, чтобы сказать: «Мы – другие». Западу должно хватить мудрости, чтобы признать право России быть другой. Это непросто, потому что Запад давно разучился признавать это право за кем бы то ни было». 

Инна КУСТОВА

Наталия Нарочницкая. Русский мир. – СПб.: Алетейя, 2007. – 304 с.; [16] с. ил.

Новый сборник интервью, выступлений и статей депутата Государственной Думы России, заместителя председателя Комитета по международным делам ГД РФ, доктора исторических наук Наталии Нарочницкой – актуальный разговор на тему, что значит быть русским сегодня.
Нарочницкая предварила книгу авторским предисловием, которое просто необходимо процитировать: «Мир – это обретение нравственного смысла личного и национального бытия в спокойном движении в будущее… Русский мир – это связь во времени и пространстве, в жизни и сознании тех, кто объединён чувством сопричастности всей многовековой истории России с её взлётами и падениями, грехами, заблуждениями и метаниями. Русский мир – это и мы сами в мире, и мир в нашем русском взгляде на него... Продолжение России как явления мировой истории неотделимо от духовного наследия православия – источника нравственной силы русского народа и его государствообразующего начала».
Именно под таким углом зрения автор рассматривает историю России и судьбы Русской православной церкви, анализирует современные международные отношения, размышляет о положении русских людей за пределами Отечества. Она ведёт острую полемику с сегодняшними нашими самозваными либералами. Увы, классического либерализма нет сегодня не только у нас, но и во всей Европе. И потому Нарочницкая настаивает: «Философия наших «правых» и «либералов» – воинствующее левое либертианство». И далее: «Наше либертианство – калька с марксизма. «Либералы» исповедуют практически ту же философию истории: мир движется к единому образцу, есть страны, на этом пути преуспевшие, а других надо к этому насильно подтолкнуть». То есть «освободить» человека от всех высших метафизических ценностей – религиозных, семейных, национальных.
Автор, словно опытный клиницист, ставит точные диагнозы и политикам, и политическим идеям, словно эпидемии поражающим время от времени наше общество. Замечательна констатация: «Либерализм и марксизм – это двоюродные братья, две ветви одной философии прогресса, целью которого является безнациональное безрелигиозное общество. У марксистов субъект истории не нация, а класс; у либералов – не нация, а индивид».
Разрешение насчитывающих не одно столетие споров Нарочницкая видит в очевидном признании русского народа, православного по культуре и вере, основателем и стержнем российской государственности. И уже от того, сохранит ли он себя как преемственно развивающийся субъект мировой истории и культуры, зависит, расцветут ли на этом древе в братском взаимодействии все другие народы, осознанно соединившие с ним свою судьбу.
Развенчивается в книге и миф либертианцев, что свободою обладают исключительно они. Но когда исчезают или старательно затушёвываются понятия греха и добродетели, а свободу личности провозглашают безграничной, грех и добродетель – равночестными, добро и зло – неразделёнными, а трансвеститов и содомитов пытаются объявить совершенством природы, то разве это не всего лишь очередная ипостась скотского материализма? И всё это под знаменем и лозунгом «смердяковствующих»: «Я всю Россию ненавижу-с!».
Думается, книга эта очень долго не утратит своей актуальности. Но семена раздора, которые щедро рассыпаны теми, с кем Нарочницкая полемизирует, должны наконец когда-то смениться плодами согласия. Кстати, она легко снимает противоречие между понятиями «русский» и «россиянин», которое так любят у нас муссировать. Это две ипостаси жизни человека и народа, и только вместе они составляют её полноту. Как просто, но и как верно. 

Виктор ШАРОВ

ЧВК – приватизаторы войн

Рольф Уэсселер. Война как услуга / Пер. с нем. Геннадия Сахацкого – М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. – 320 с. – (Non-fiction).

В своё время Уэсселер изучал экономику, психологию и журналистику. Сегодня сфера его профессиональных интересов: нелегальные тенденции в мировой экономике, организованная преступность, теневой бизнес, борьба с отмыванием денег и нелегальными финансовыми операциями.
Особое внимание он уделяет такому таинственному делу, как частный сектор военных услуг. Мир действительно знает об этом мало, а между тем только за последнее десятилетие частный сектор военных услуг превратился в быстрорастущую отрасль экономики с гигантскими доходами. Сегодня он оказывает существенное влияние на всю мировую экономику. Частные военные компании (ЧВК) работают на всех континентах. В них трудится свыше 1,5 миллиона сотрудников. Без них была бы невозможна, например, война в Ираке... Зачастую они контролируют целые государства.
Все прекрасно понимают, что ЧВК своим существованием обязаны войнам, наживаются на вооружённых конфликтах, а значит, заинтересованы в том, чтобы их было как можно больше... И когда в очередной точке земли звучат выстрелы, знайте: прибыли ЧВК опять растут.
И при этом многие политики убеждены в необходимости ЧВК. Может быть, потому, что часть их прибыли перепадает и хозяевам высоких кабинетов?
Рольф Уэсселер подробно исследует активность бессчетных ЧВК, которые, по существу, приватизируют войны, а значит, расширяют пространства, в которых не действуют никакие законы, кроме тех, что выгодны им. 

Ольга МОТОРИНА

Обсудить в группе Telegram

Ольга Моторина

Родилась в 1963 г., живёт в Москве. Четыре года... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS