«Сегодня мир поделился на свободомыслящих, желающих освободить всё человечество либералов, и тех, кто не разделяет либерального оптимизма и нетерпения. В наше время в России всякий, кто не либерал, тот реакционер. Мы не либералы, значит, мы реакционеры…» – с самого начала заявляют авторы книги, известный режиссёр и политолог, объясняя смысл её названия.
По их мнению, реакционер в России – это консерватор, то есть человек, который верит, что культура определяет политику. Мало того, авторы утверждают, что свобода скована не властью, а культурой. Мудрость правителя не в том, чтобы дать народу свободу, а в том, чтобы правильно её дозировать, соизмеряясь с уровнем и характером культуры.
Реакционер понимает, что выбор лежит между возможным и невозможным. А возможным является только тот выбор, который опирается на национальную культуру и исторические предпосылки, а не на общечеловеческие ценности, утверждающие универсальную свободу личности.
Высказываясь по схожим поводам, авторы взаимодополняют друг друга.
Кончаловский: «Личность, права человека – понятия универсальные. Это одно из самых главных заблуждений Запада. Это надменное представление, что ценности западной культуры универсальны во всём мире. Западные философы и аналитики переносят свою ментальность на жителей Китая, Ирака или России и… ошибаются в своих прогнозах».
Пастухов: «России надо набраться мужества, чтобы сказать: «Мы – другие». Западу должно хватить мудрости, чтобы признать право России быть другой. Это непросто, потому что Запад давно разучился признавать это право за кем бы то ни было».
Русский мир. – СПб.: Алетейя, 2007. – 304 с.; [16] с. ил.
Новый сборник интервью, выступлений и статей депутата Государственной Думы России, заместителя председателя Комитета по международным делам ГД РФ, доктора исторических наук Наталии Нарочницкой – актуальный разговор на тему, что значит быть русским сегодня.
Нарочницкая предварила книгу авторским предисловием, которое просто необходимо процитировать: «Мир – это обретение нравственного смысла личного и национального бытия в спокойном движении в будущее… Русский мир – это связь во времени и пространстве, в жизни и сознании тех, кто объединён чувством сопричастности всей многовековой истории России с её взлётами и падениями, грехами, заблуждениями и метаниями. Русский мир – это и мы сами в мире, и мир в нашем русском взгляде на него... Продолжение России как явления мировой истории неотделимо от духовного наследия православия – источника нравственной силы русского народа и его государствообразующего начала».
Именно под таким углом зрения автор рассматривает историю России и судьбы Русской православной церкви, анализирует современные международные отношения, размышляет о положении русских людей за пределами Отечества. Она ведёт острую полемику с сегодняшними нашими самозваными либералами. Увы, классического либерализма нет сегодня не только у нас, но и во всей Европе. И потому Нарочницкая настаивает: «Философия наших «правых» и «либералов» – воинствующее левое либертианство». И далее: «Наше либертианство – калька с марксизма. «Либералы» исповедуют практически ту же философию истории: мир движется к единому образцу, есть страны, на этом пути преуспевшие, а других надо к этому насильно подтолкнуть». То есть «освободить» человека от всех высших метафизических ценностей – религиозных, семейных, национальных.
Автор, словно опытный клиницист, ставит точные диагнозы и политикам, и политическим идеям, словно эпидемии поражающим время от времени наше общество. Замечательна констатация: «Либерализм и марксизм – это двоюродные братья, две ветви одной философии прогресса, целью которого является безнациональное безрелигиозное общество. У марксистов субъект истории не нация, а класс; у либералов – не нация, а индивид».
Разрешение насчитывающих не одно столетие споров Нарочницкая видит в очевидном признании русского народа, православного по культуре и вере, основателем и стержнем российской государственности. И уже от того, сохранит ли он себя как преемственно развивающийся субъект мировой истории и культуры, зависит, расцветут ли на этом древе в братском взаимодействии все другие народы, осознанно соединившие с ним свою судьбу.
Развенчивается в книге и миф либертианцев, что свободою обладают исключительно они. Но когда исчезают или старательно затушёвываются понятия греха и добродетели, а свободу личности провозглашают безграничной, грех и добродетель – равночестными, добро и зло – неразделёнными, а трансвеститов и содомитов пытаются объявить совершенством природы, то разве это не всего лишь очередная ипостась скотского материализма? И всё это под знаменем и лозунгом «смердяковствующих»: «Я всю Россию ненавижу-с!».
Думается, книга эта очень долго не утратит своей актуальности. Но семена раздора, которые щедро рассыпаны теми, с кем Нарочницкая полемизирует, должны наконец когда-то смениться плодами согласия. Кстати, она легко снимает противоречие между понятиями «русский» и «россиянин», которое так любят у нас муссировать. Это две ипостаси жизни человека и народа, и только вместе они составляют её полноту. Как просто, но и как верно.
ЧВК – приватизаторы войн
Война как услуга / Пер. с нем. Геннадия Сахацкого – М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. – 320 с. – (Non-fiction).
В своё время Уэсселер изучал экономику, психологию и журналистику. Сегодня сфера его профессиональных интересов: нелегальные тенденции в мировой экономике, организованная преступность, теневой бизнес, борьба с отмыванием денег и нелегальными финансовыми операциями.
Особое внимание он уделяет такому таинственному делу, как частный сектор военных услуг. Мир действительно знает об этом мало, а между тем только за последнее десятилетие частный сектор военных услуг превратился в быстрорастущую отрасль экономики с гигантскими доходами. Сегодня он оказывает существенное влияние на всю мировую экономику. Частные военные компании (ЧВК) работают на всех континентах. В них трудится свыше 1,5 миллиона сотрудников. Без них была бы невозможна, например, война в Ираке... Зачастую они контролируют целые государства.
Все прекрасно понимают, что ЧВК своим существованием обязаны войнам, наживаются на вооружённых конфликтах, а значит, заинтересованы в том, чтобы их было как можно больше... И когда в очередной точке земли звучат выстрелы, знайте: прибыли ЧВК опять растут.
И при этом многие политики убеждены в необходимости ЧВК. Может быть, потому, что часть их прибыли перепадает и хозяевам высоких кабинетов?
Рольф Уэсселер подробно исследует активность бессчетных ЧВК, которые, по существу, приватизируют войны, а значит, расширяют пространства, в которых не действуют никакие законы, кроме тех, что выгодны им.