НАШ ЧЕЛОВЕК В ЕВРОПЕ
Речь Путина в Мюнхене мировая пресса восприняла как серьёзный поворот к холодной войне, что, в свою очередь, вызвало всеобщий испуг. «Новый виток холодной войны» – так пишут и так говорят. Надо отметить, что вопреки моим ожиданиям даже некоторые прозападные деятели в России поддержали это выступление Путина, хотя по логике оно не должно было бы им понравиться.
Ситуация в мире, по существу, обостряется. Против Ирана совершенно реально готовится война. Возьмите выступление Бжезинского в Сенате на комиссии по обороне, где он открыто заявил, что определённые группы внутри страны готовы организовать теракты в США – то есть против себя же. Чтобы был повод обвинить в этом иранское правительство и начать войну. Речь идёт о специальной провокации, которая и станет поводом для «ответных действий». Это тот же сценарий, что был осуществлён 11 сентября. Так заявил Бжезинский, а он-то наверняка хорошо информирован и прекрасно знает, как делаются такие вещи.
В подобных условиях перманентно обостряющейся ситуации президент Путин предупредил: Россия готова держать удар. Но в результате – всеобщий испуг. А если все напуганы, то это уже не на пользу вашей стране.
Запад не един и не однороден. В Европе есть те, кто поддерживает любые инициативы и даже провокации США. Но есть и другие. Потому нужно различать эти группы. И нужно успокаивать европейцев, а не запугивать. России надо чётко сказать: «Мы не готовим против вас ничего плохого. Наоборот, хотим с вами сотрудничать, даже готовы выдвинуть конкретные предложения. И можем договориться, потому что заинтересованы продавать вам газ и нефть…»
Европа – это одно, а НАТО – другое. И Путин должен понять: не все на Западе одинаковы. И если он хочет обвинить США в том, что они разрушили договор о противоракетной обороне, то этот вопрос – не к Европе. А потому и ответы должны быть дифференцированы. Здесь неплохо бы разделить мухи и котлеты.
Да, Польша и Чехия собираются разместить на своей территории ракеты, но это – не вся Европа, а лишь та её часть, которая следует указаниям Соединённых Штатов. Евросоюз же не имеет к этому никакого отношения. Он такого решения не принимал.
На сегодняшний день в мире четыре гиганта (по размерам территории): Америка, Китай, Россия и Европа. Из них три вооружены. Напомню, что Европа, действующая в определённом смысле как держава, не имеет ни армии, ни стратегического вооружения. Да, она входит в НАТО. Но опять-таки и Североатлантический альянс не так един, как кажется на первый взгляд. Так, в Ирак отправились лишь отдельные члены альянса: Италия, Великобритания, Польша, Венгрия. Сейчас же там остаются только американцы и британцы. Можно ли сегодня нападать на всю Европу потому, что Великобритания находится в Ираке? Нет, это было бы ошибкой.
Чтобы успокоить перепуганный Запад, Владимир Путин должен постоянно что-нибудь предлагать. В мюнхенской речи Путина не было предложений. А потому российский президент должен сделать определённые политические шаги в направлении Европы. Хотя его риторика против Америки, на мой взгляд, вполне закономерна. Причём очень сильна та часть его выступления, где он говорит о возможном ответе России.
Не все в мире – американцы, и в Европе – не все проамериканцы. И Европа не представляет для России никакой угрозы. Поэтому российскому президенту разумно было бы сказать: «Если вы не будете следовать советам США, то вы для нас – союзники и друзья. И мы готовы сидеть и договариваться, причём на долгосрочную перспективу. Мы готовы даже подписать со всей Европой, в том числе с Польшей и Чехией в составе Европы, договор о взаимном ненападении».
В политическом смысле эти жесты будут иметь огромное значение. Даже если кто-то и скажет: «Он не искренен», зато никто, даже враждебно настроенный к России, не сможет заявить: «Он угрожает». И тогда бы возникла ситуация, весьма неблагоприятная для позиции США… Россия же проигрывает именно в этом направлении.
Да, размещение ракет на территории Польши и Чехии я расцениваю как провокацию. Тут у меня нет сомнений, и все это понимают. Но повторяю: не все поляки и чехи поддерживают это решение, далеко не все они входят в правительства, принимающие такие решения.
Америка сейчас явно готовится к войне. Причина проста: у нас нет ресурсов – тогда мы захватим их у других… Однако надо решительно предупредить США, что их действия встретят отпор (если вы атакуете Иран, знайте, мы не с вами, мы не на вашей стороне), но не надо поддаваться на провокацию.
Уже в течение десяти лет мы упрямо движемся к драматическому кризису, когда никто не желает замечать, что развитие капиталистического строя в его нынешнем виде дальше просто невозможно. В этой связи идея о необходимости мирного сосуществования становится как никогда актуальной – просто для сохранения жизни на Земле. Если мы вновь придём к войне, то все проблемы осложнятся до предела. Это будет борьба всех против всех.
К сожалению, большинство людей не осознают этого. Потому что не информированы. Для них мир ограничивается магазином, и если там всё есть, значит, нет проблем. А то, что завтра может не наступить, они не могут (или не хотят) понять. Тот же, кто всё понимает, закрывает на это глаза, потому что не имеет реальных ответов на эти угрозы. Даже если они – члены различных правительств. И здесь необходима большая, совместная мировая кампания. Потому что если ты говоришь, что наша жизнь должна меняться, тогда ты должен готовить к этому миллионы людей.
Можно ли прогнозировать будущее России, не учитывая эти факторы?
У тех самых четырёх больших стран через некоторое время могут возникнуть гигантские проблемы с энергией. Поскольку у трёх из них нет никаких структур для производства альтернативной энергии. Значит, всё их производство может остановиться. Америка это понимает, поэтому там настойчиво повторяют, что ресурсы (имея в виду прежде всего российские) принадлежат всем. Но это – заявления войны. Америка как бы заявляет: «Мы будем брать всё, что нам нравится и сколько нужно, потому что не можем отказаться от нашего уровня потребления, а удовлетворить его за счёт собственных ресурсов не можем». Это – признак полной близорукости.
Сейчас не стоит кричать: «Мы – мощная держава». Но нужно предпринять решительные шаги, которые Россия может сделать уже сегодня. Ей надо расширить круг своих инициатив, создавая условия для договорённостей и с китайцами, и с европейцами. Рано или поздно Америка окажется в одиночестве и в весьма сложном положении, куда она сама себя сегодня и загоняет.
С этой точки зрения мюнхенское выступление Путина не вполне отвечает на запросы времени. Да, его реакция и соответствующая риторика оправдана против того сумасшествия, которое происходит в Соединённых Штатах. Действительно, надо было заявить, что Россия ответит на все угрозы, что у неё есть силы для отражения возможного нападения. Но надо было тут же и успокоить, заявив, что Россия готова разговаривать со всеми и что у России есть что предложить…
Без сомнения, угрозы существуют. Ясно, что Америка противостоит всему миру, а потому Россия вынуждена защищаться. О чём и заявил Путин. Это правильно. И никто ничего не может здесь возразить. Но, конечно, стоило всё-таки сказать, в чём истинная причина нынешних разногласий. Что главная проблема – нехватка ресурсов… Это был бы важный политический шаг, обозначающий высокий уровень государственности. И он бы показал всему миру, что Россия, являясь практически монополистом, готова делиться со всеми. И тогда бы Россия получила серьёзные дивиденды уважения, понимания и благодарности.