Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Мульти-пули точно в цель

01 января 2007

КИНО

«Вальс с Баширом» – израильская картина, ставшая главной мировой киносенсацией прошлого года, – вышел в российский прокат.

Сучётом того, что это произведение рисованное – правда, как в итоге обнаружится, не стопроцентно: самый финал обернётся документальными кадрами, – название его вполне может сбить кого-то с толку. Но загадочный Башир, спешим уведомить, отнюдь не род симпатичного диснеевского Чудовища, радостно вальсирующего со златокудрой мультипликационной же Красавицей.

В Израиле, да и на всём Ближнем Востоке, у данного словосочетания имеется, надо полагать, вполне конкретная, жёстко апеллирующая к памяти нескольких поколений тревожная «коннотация». Если попытаться протранскрибировать идею с наречий оливковых дерев на язык родных осин – покамест чисто умозрительно, поскольку нет никаких примет, что нечто подобное «Вальсу с Баширом» способно в ближайшее время появиться у нас, – то такой фильм мог бы называться, к примеру, «Танго с Наджибулой». Или, если имя большого друга Советского Союза, обладателя злополучной судьбы доктора Наджиба вам уже ничего не говорит, тогда, пожалуйста: «Полонез с Асланом»… «Гопак с Ахмадом»…

Башир Жмайель – одна из ключевых фигур длившейся пятнадцать лет гражданской войны в Ливане, спровоцировавшей, в свою очередь, так называемую Первую ливанскую войну Израиля. 23 августа 1982 года он, представитель христиано-маронитского населения страны, был избран её президентом, что было воспринято многими в кровоточащем регионе как знак возможного скорейшего прекращения междоусобицы. Однако по прошествии трёх недель Жмайель был убит взрывом бомбы, подложенной в штаб-квартиру его партии мусульманскими террористами. А буквально через два дня отряды христианских фалангистов устроили в качестве мести жесточайшую резню в лагерях палестинских беженцев Сабре и Шатиле, где погибло, по противоречивым данным, от 300 до трёх с половиной тысяч мирных жителей – детей, женщин, стариков.

Ари Фольман, будущий сценарист и режиссёр, в свои тогдашние 19 явился непосредственным свидетелем и участником событий, входя в число «ограниченного контингента» израильской армии, вторгшейся в Ливан. А спустя какое-то время обнаружил, что он о себе в эти дни практически ничего не помнит: травматический душевный шок начисто вымыл из сознания всю страшную конкретику его военной эпопеи. И четверть века спустя он вдруг испытывает острейшую необходимость вспомнить всё. И сделать кино, которое смогло бы максимально адекватным образом передать это мучительное, но по-человечески важное путешествие во времени и вглубь себя.

Как выясняется, случившееся относительно недавно введение неуютного термина «анимация», коим едва ли не волюнтаристским образом решили заменить старое доброе понятие «мультфильм», всё ж таки имело под собой серьёзный и жизненно назревший смысл. Потому что назвать «Вальс с Баширом» мультиком язык никак не повернётся. Да это ни с какой стороны не мультипликационный фильм – ни по духу, ни по языку, ни даже по способу высказывания. Фольман объехал нескольких своих бывших однополчан, каждый из которых рассказал ему о своём личном военном опыте и своих навязчиво преследующих с той поры кошмарах. Беседы стали основой фабулы, причём всем собеседникам, включая главного героя – режиссёра, придано портретное сходство, и говорят «ожившие портреты» за кадром голосами их собственных реальных alter ego.

В радикальном ходе селекционного скрещивания документалистики с анимацией – менее всего от примитивного желания пооригинальничать. Просто в технике и эстетике, отсылающих нас к культуре комиксов, к японским манга, становится удивительно возможным вести современный (плюс окрашенный специфически суггестивным цветом) разговор – с одной стороны, о боях-пожарищах и смерти, но с другой, что ещё важнее, – о тех сущих капричос, о фантасмагорических образах и видениях войны, что могут, конечно, подвергнуться воздействию ретроградной амнезии, но при этом никогда – никогда! – не испарятся начисто из памяти человека, который стрелял и в которого стреляли.

– Нам приказали стрелять, и я стрелял, сам не очень понимая, в кого, – примерно такими словами вспоминает один из персонажей фильма. Но в отличие от этого хаотического и смертоносного роя снайперские выстрелы, произведённые Ари Фольманом и его соратниками – мультипликатором Йони Гудменом и художником Давидом Полонским, – все ложатся точно в сердцевину зрительского яблочка-мозга.

Как бы странно – а для кого-то, может, и кощунственно – это ни прозвучало, на нашем (естественно, чрезвычайно ограниченном, стоило ли оговаривать) большом экране в кои-то веки появился очень толстовский фильм. По философскому и этическому запалу – перекличка с «Севастопольскими рассказами» здесь более чем очевидна. По излюбленному великим писателем методу помещения сложного содержания в максимально простые формы. И даже в некотором соответствии с известным не вполне политкорректным высказыванием графа о соплеменниках создателей «Вальса с Баширом».

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS