Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Мультиплекс и вантуз

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Пучков Д. Записки сантехника о кино. – СПб.: Издательство «Крылов», 2009. – (Серия «Библиотека «Мужского клуба»). – 576 с.

Осмелюсь утверждать, что хорошая кинокритика зачастую многократно интереснее частного объекта своего внимания – продукта, запечатлённого в целлулоиде. Особенно если она адекватна явлению в целом и использует инструментарий, пригодный для познания общих закономерностей мироустройства на конкретном примере.

В данном случае на примере киноиндустрии.

Для того чтобы оценить новый сборник «бесед» известного переводчика-пересмешника, не нужно быть киноманом. Достаточно вспомнить себя в детские годы просиживающим часы в кинотеатрах. Не нужно быть и эстетом – манера разговора, избранная автором, намеренно проста: Дмитрий Юрьевич Гоблин утверждает, что его взгляды не изменились с тех пор, как он работал сантехником, не изменился и лексикон.

Что, впрочем, не означает, что его книга получилась легковесной. Напротив, она может быть рекомендована студентам ВГИКа в качестве внеклассного чтения.

Первое правило Гоблина-Пучкова заключается в решительном разделении киноискусства и кинобизнеса. Второе – в жёстком требовании оценивать артефакт по законам жанра. Третье – в прояснении места кинособытия в миропорядке.

Автор предлагает не забывать о том, что современное кино – товар, поэтому главным критерием успешности кинопродукта является доходность. Что не есть эквивалент качества «с точки зрения вечности», а всего лишь маркер ремесленной состоятельности режиссёра. Понравится фильм детям – его окупаемость гарантирована. Дети же (вспомним себя) ожидают зрелища. Когда оно есть, стоит говорить о сверхзадачах. Фильм, который не смотрят, смысла не имеет, ибо хотя развитие киноязыка само по себе – вещь безвредная, без означенной сверхцели – всё же бесплодная.

Способность привлечь внимание зрителя Дмитрий Пучков определяет не только качеством и количеством спецэффектов. Поэтому и бюджетность картины не является для него значимой: для того чтобы снять «кино про людей», достаточно хорошей истории и хороших актёров (почти цитата).

Главное же, что имплицитно содержит труд Гоблина-Пучкова, это утверждение о том, что понять законы кинопроизводства – то же самое, что понять законы космоса. Что хорош только тот фильм, который этим законам не противоречит, а раскрывает мир в его полноте, но при этом познание жизни всё же важнее, поскольку автоматически влечёт просветление при посещении кинозала.

А ведь казалось, речь всего лишь о синема…

Е. М.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS