Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 июля 2023 г.
Телеведение Pro & Contra

Муляжи

Оливье из Дали, Франко, хиппи и звёзд Мишлен

07 июля 2023

В фильме «Быть Сальвадором Дали» нет картин художника, «В ожидании Дали» нет не только картин, но и его самого. Но дух сюрреалиста чувствуется, а учитывая то, что действие крутится вокруг ресторана, – и его ароматы, и миазмы.

Воинствующая эклектика – главный принцип художника-сюрреалиста, в фильме же соединение абсолютно чуждых тем и линий взрывного эффекта не даёт, здесь Сальвадор Дали – языческий божок, идол, которому поклоняются герои, – начисто лишён обаяния.

После просмотра ленты Мэри Хэррон я писал, что стал хуже относиться к Дали как человеку, после фильма Давида Бужоля – не только к человеку, но и к его творчеству, а также к тому миру, который породил этого великого пижона, и тому миру, который поклонялся и поклоняется ему. И продолжает зарабатывать на нём.

Так что там, как, когда и где?

1974 год. Хозяин ресторана «Сюр» Жюль помешан на Дали и мечтает, чтобы гений, живущий на противоположном берегу бухты, посетил его заведение. Сам он глуп, смешон, мал ростом, в пиджаке, но в шортах. Заведение нелепо уставлено знакомыми элементами картин Дали и женскими манекенами, которые, как я надеялся, к финалу оживут, ан нет. Выспренность, пустота речей и отсутствие вкуса у адепта Дали невольно распространяется на самого художника.

Тема фанатского помешательства переплетается с лирической, политической, а также кулинарной. И все они в какой-то момент завершаются предательством. Жюль восстаёт против своего идола и рушит сюрреалистические декорации своего ресторана. Другой главный герой (повар Фернандо) предаёт своего учителя высокой французской кухни, отказывается возглавить престижный ресторан (три звезды Мишлен!), уезжает в захолустье, где в атмосфере, пропитанной обожанием к художнику, создаёт свои сюрреалистические блюда в стиле Дали. На тарелке – изысканные плевки разноцветных соусов и чего-то, взбитого до состояния пены, – любоваться можно, есть – вряд ли. А в финале он предаёт спасшего его брата хиппи-пацифиста от полиции, уводит у него невесту, и не просто уводит, а, простите, трахает во время свадьбы на им же приготовленном торте для свадебного стола чуть ли не на глазах у своего благодетеля. Его брат, участник антифранкистских выступлений, предаёт революционное прошлое и переходит в стан изнеженных адептов Дали, а возлюбленная брата (русская девушка Леся из Крыма), в свою очередь, предаёт его…

И как будто в награду за всеобщее предательство в финале – появление в разрушенном ресторане мерзкого старика со знаменитыми усами.

На удивление, в этом испанском фильме нет красивых женщин, впрочем, на картинах Дали их тоже нет. Зато фильме есть персонаж Раф (шофёр Дали), симпатизирующий Жюлю, здесь – это единственный нормальный умный человек, который знает всему и всем цену. И франкистской полиции, и Жюлю, и Дали, но он один такой...

Впрочем, может быть, я не понял великого замысла режиссёра Давида Бужоля, решившего изобличить бессмысленность и пустоту Европы 70-х, а заодно и нынешней? Вспомним «Скромное очарование буржуазии» Луиса Бунюэля, режиссёра, дружившего в молодости с Сальвадором Дали, но в том фильме было столько изящества, остроты и сарказма, это была такая высокая французская кухня, в сравнении с которой кинематографическое блюдо Бужоля – муляж.

Тэги: Фильм
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS