Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 октября 2021 г.
Литература

Музей классика важен для страны

От Пушкинской карты – к «Дороге к Пушкину» и дорогам России

12 октября 2021

Не так давно «Литературная газета» опубликовала открытое письмо Попечительского совета частного музея «Дорога к Пушкину» к российским властям. Нас слегка удивила напористость данного обращения и заинтересовали причины, побудившие к его написанию. С вопросами мы обратились к основателю частного музея «Дорога к Пушкину» народному художнику России, лауреату премии Президента РФ Борису Аркадьевичу Диодорову и председателю Попечительского совета музея заслуженному архитектору РФ Алексею Михайловичу Куренному.

Исходя из комментариев, данных нашими собеседниками, причин для подобного обращения несколько. Первая и главная – дефицит времени: уже скоро, в 2024 году, страна будет праздновать 225-летие великого русского поэта. Без преувеличения, это событие не только российского, но и планетарного масштаба. Уже подписан соответствующий Указ Президента РФ, формируется организационный комитет по подготовке к празднованию юбилея поэта, намечен план мероприятий. Однако... напомним, что уже более 100 лет в Советском Союзе (ранее) и в России не открывали новый музей А.С. Пушкина! Как здорово и славно было бы это сделать к 225-летию его дня рождения во благо не только российского народа, но и мировой общественности.

Второй аспект. Известный историк и исследователь творчества Пушкина Сергей Кутейников проследил перемещение поэта по Тверской области и составил интереснейшее направление: Москва – Волоколамск – Ярополец – Белая Колпь – Погорелое Городище (с музеем А.С. Пушкина) – Зубцов (с филиалом музея) – Старица – Берново – Грузины – Торжок – Тверь – Москва. Борис Диодоров и Алексей Куренной полагают, что к 2024 году можно было бы организовать и запустить этот маршрут, обустроив его элементами инфраструктуры по образу и подобию «Золотого кольца» России.

Причина номер три: в стране с сентября нынешнего года действует так называемая Пушкинская карта, с помощью которой молодые люди (будущее России) могут бесплатно посетить музеи и прикоснуться к истории, культуре, традициям нашей великой родины.

– И мы подумали, а почему бы не поддержать, не развить это движение и не пойти дальше, – отмечает А. Куренной. – Сначала мы даём молодёжи возможность прикоснуться и глубоко прочувствовать культурные и исторические корни (Пушкинская карта), потом мы показываем им те сакральные места, где зарождались и развивались эти традиции (памятные места, музеи, в том числе и музей «Дорога к Пушкину»), далее мы начинаем обустраивать эти места (туризм, транспорт, гостиницы, инфраструктура). Таким образом поднимается жизненный уровень населения, приостанавливается отток уезжающих в крупные города и агломерации. Потом из этих сакральных мест мы можем сделать сакральные цепочки (маршруты), которые начинают связывать культурно и структурно территории отдельных регионов (Пушкинская дорога Тверской области) и страны в целом.

Нам представляется, что приведённая выше цепь событий (от Пушкинской карты к «Дороге к Пушкину» и дорогам России) может в перспективе стать основой культурного, а значит, и инфраструктурного, и экономического каркаса страны. Событие локального масштаба способно подхлестнуть развитие как регионов с убывающим населением, так и страны в целом. Можно вспомнить Русский Север с его выдающимися монастырями (Соловки, Кирилло-Белозёрск, Ферапонтово) и непокорённым населением и представить себе, что в недалёком будущем локальная «Дорога к Пушкину» преобразится в этом регионе в «Дорогу к истории и традициям» и поспособствует наконец проведению газа на эту территорию. Вспомним мы и Семёна Дежнёва, и наполовину (а то и больше) опустевшие поселения Северного Ледовитого океана и надеемся, что не только развитие Северного морского пути, но и традиции и история этого региона позволят вдохнуть в него новую жизнь. И, конечно же, мы вспомним Ермака и открывателей Сибири, декабристов, цесаревича Николая II, заложившего в 1891 году Транссибирскую магистраль, связавшую воедино огромную территорию страны и сыгравшую в её жизни значительную, а подчас, как в 1941 году, и героическую роль. И нам представляется, что эта магистраль – своеобразный «становой хребет России» с прилегающими территориями, богатыми природными ископаемыми – в достаточно неотдалённой перспективе может стать новым экономическим поясом страны, а не только транспортным коридором для вывоза природных богатств. В результате может сложиться культурно-экономический каркас России с однородно высоким уровнем проживания населения, удобной транспортной инфраструктурой, неразрывно связанный с историей, культурой и традициями нашей Великой Родины.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS