Не так давно «Литературная газета» опубликовала открытое письмо Попечительского совета частного музея «Дорога к Пушкину» к российским властям. Нас слегка удивила напористость данного обращения и заинтересовали причины, побудившие к его написанию. С вопросами мы обратились к основателю частного музея «Дорога к Пушкину» народному художнику России, лауреату премии Президента РФ Борису Аркадьевичу Диодорову и председателю Попечительского совета музея заслуженному архитектору РФ Алексею Михайловичу Куренному.
Исходя из комментариев, данных нашими собеседниками, причин для подобного обращения несколько. Первая и главная – дефицит времени: уже скоро, в 2024 году, страна будет праздновать 225-летие великого русского поэта. Без преувеличения, это событие не только российского, но и планетарного масштаба. Уже подписан соответствующий Указ Президента РФ, формируется организационный комитет по подготовке к празднованию юбилея поэта, намечен план мероприятий. Однако... напомним, что уже более 100 лет в Советском Союзе (ранее) и в России не открывали новый музей А.С. Пушкина! Как здорово и славно было бы это сделать к 225-летию его дня рождения во благо не только российского народа, но и мировой общественности.
Второй аспект. Известный историк и исследователь творчества Пушкина Сергей Кутейников проследил перемещение поэта по Тверской области и составил интереснейшее направление: Москва – Волоколамск – Ярополец – Белая Колпь – Погорелое Городище (с музеем А.С. Пушкина) – Зубцов (с филиалом музея) – Старица – Берново – Грузины – Торжок – Тверь – Москва. Борис Диодоров и Алексей Куренной полагают, что к 2024 году можно было бы организовать и запустить этот маршрут, обустроив его элементами инфраструктуры по образу и подобию «Золотого кольца» России.
Причина номер три: в стране с сентября нынешнего года действует так называемая Пушкинская карта, с помощью которой молодые люди (будущее России) могут бесплатно посетить музеи и прикоснуться к истории, культуре, традициям нашей великой родины.
– И мы подумали, а почему бы не поддержать, не развить это движение и не пойти дальше, – отмечает А. Куренной. – Сначала мы даём молодёжи возможность прикоснуться и глубоко прочувствовать культурные и исторические корни (Пушкинская карта), потом мы показываем им те сакральные места, где зарождались и развивались эти традиции (памятные места, музеи, в том числе и музей «Дорога к Пушкину»), далее мы начинаем обустраивать эти места (туризм, транспорт, гостиницы, инфраструктура). Таким образом поднимается жизненный уровень населения, приостанавливается отток уезжающих в крупные города и агломерации. Потом из этих сакральных мест мы можем сделать сакральные цепочки (маршруты), которые начинают связывать культурно и структурно территории отдельных регионов (Пушкинская дорога Тверской области) и страны в целом.
Нам представляется, что приведённая выше цепь событий (от Пушкинской карты к «Дороге к Пушкину» и дорогам России) может в перспективе стать основой культурного, а значит, и инфраструктурного, и экономического каркаса страны. Событие локального масштаба способно подхлестнуть развитие как регионов с убывающим населением, так и страны в целом. Можно вспомнить Русский Север с его выдающимися монастырями (Соловки, Кирилло-Белозёрск, Ферапонтово) и непокорённым населением и представить себе, что в недалёком будущем локальная «Дорога к Пушкину» преобразится в этом регионе в «Дорогу к истории и традициям» и поспособствует наконец проведению газа на эту территорию. Вспомним мы и Семёна Дежнёва, и наполовину (а то и больше) опустевшие поселения Северного Ледовитого океана и надеемся, что не только развитие Северного морского пути, но и традиции и история этого региона позволят вдохнуть в него новую жизнь. И, конечно же, мы вспомним Ермака и открывателей Сибири, декабристов, цесаревича Николая II, заложившего в 1891 году Транссибирскую магистраль, связавшую воедино огромную территорию страны и сыгравшую в её жизни значительную, а подчас, как в 1941 году, и героическую роль. И нам представляется, что эта магистраль – своеобразный «становой хребет России» с прилегающими территориями, богатыми природными ископаемыми – в достаточно неотдалённой перспективе может стать новым экономическим поясом страны, а не только транспортным коридором для вывоза природных богатств. В результате может сложиться культурно-экономический каркас России с однородно высоким уровнем проживания населения, удобной транспортной инфраструктурой, неразрывно связанный с историей, культурой и традициями нашей Великой Родины.