ОЧЕВИДЕЦ Дмитрий КАРАЛИС, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Если библейский Моисей сорок лет водил соплеменников по
пустыне, чтобы они забыли позор египетского рабства, то народ России уже восемнадцать лет водят за нос, чтобы вырастить в молодом поколении страх перед словом «социализм».
Сейчас любой школьник-двоечник, покусывая пирожок с повидлом, легко укажет причины собственной неуспеваемости – коммунисты уравниловкой отбили охоту к творческому труду и знаниям, муштровали детей в пионерлагерях и заставляли их бить у костра в барабаны, что пагубно сказалось на генофонде населения. Отсюда и двойки! Слово «социализм» стало в современной России чуть ли не ругательным. Нынешние философы от бизнеса, ещё не проевшие доходы от некогда общих социалистических предприятий, до сих пор вешают на него всех собак, напоминая персонажа басни Крылова «Свинья под Дубом».
И надо иметь мужество и политическую волю, чтобы провозгласить задачей своей партии строительство социализма в современной России. Что на своём съезде и сделала партия «Справедливая Россия», приняв программу, цель которой – новый социализм.
Формально в соответствии с 7-й статьёй Конституции Российская Федерация – социальное государство. Но, как справедливо говорит лидер партии Сергей Миронов, это, скорее, протокол о намерениях, чем реальность. Самое главное, что должно браться в расчёт при любых социальных перезагрузках и революциях – физическое и нравственное благополучие народа, – пока слишком далеко от идеала.
Ладно, школьник-двоечник – дитя телевизионной эпохи и компьютерных игр. Но взрослые дяди и тёти, распевавшие у того самого пионерского костра песни о дружбе и синих очах, читавшие перед строем: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю…» Почему они отказывают советской цивилизации в бесспорных достижениях? Таких, как больничный лист сроком до четырёх месяцев, профсоюзная организация, без согласия которой ебя не уволят, путёвки в дома отдыха и санатории с символической платой, и прочих знаках уважения к человеку труда… О многом можно вспомнить. А если забыл, то расспросить родителей. Колбасы стало больше? Молока? Мяса? Пива и водки залейся? Так это как посмотреть на магазинное изобилие. Обеспеченный деньгами спрос и спрос потенциальный – это, как говорится, две большие разницы.
Стала нация здоровее с пивными животами у молодых людей и сорока сортами сигарет на полках магазинов? Или с десятью видами молока, ни один из которых молоком по определению е является? Или, может быть, население стало прибывать и увеличиваться на капиталистических дрожжах? Увы! От ролика, который показывают по центральному каналу ТВ – статистика потребления алкоголя в разных странах и демографический баланс, – хочется плакать горькими слезами. 8 литров на человека – предел, после которого этнос перестаёт самовоспроизводиться. При наших 16 литрах алкоголя в год на душу населения мы теряем ежегодно (в среднем с 1992 года) свыше 770 000 душ!
Народ уходит в небытие под звон красивых бутылок и скрежет пивных банок. Для сравнения: Турция потребляет 1,5 литра алкоголя на человека в год и прирастает ежегодно на 900 000.
Не менее оскорбительными для страны, привычно считающей себя великой, являются цифры «доходности» алкогольной отрасли, прозвучавшие на недавней встрече премьер-министра с лидерами думских партий. В царской России продажа алкоголя приносила в государственный бюджет до 30 процентов, в Советском Союзе – 20, в наше лихое время – 0,5 процента доходной части бюджета. Даже язык не поворачивается комментировать такой увод «пьяных» денег в карманы «водочных королей». Тут не общество трезвости хочется вспомнить, а трезвость мысли, которая всегда считалась важнейшим достоинством государственных деятелей.
Если темпы нашего вымирания сохранятся, то скоро и водку станет пить некому. А сколько ещё удивительных цифр!
Социалисты привели пример: общая стоимость ничем не обеспеченных ценных бумаг в мире поражает воображение – 640 триллиона долларов. Это в 14 раз больше, чем ВВП всех стран мира! Умножение фиктивного капитала стало считаться нормой. А под новостями экономики уже давно понимаются не прогрессивные технологии, не рост производительности труда или выпуск тракторов и самолётов, а спекулятивные показатели торгов, где рост или падение разноцветных фишек остаётся биржевой, но игрой.
Есть ли надежда, что без принципиальных изменений в экономике всё устроится? Надежда есть. Шансов, мне кажется, нет.
В советское время почти в каждом краеведческом музее была экспозиция, обличающая капитализм на местной земле. Нары с грязными рабочими, сани-волокуши на угольных шахтах, покосившиеся хибары сельской бедноты. И тут же – барская усадьба с колоннами, самодовольные банкиры – сюртуки, котелки, сигары. Документы. Фото. Свидетельства очевидцев. И рядом другая экспозиция – фото колхозной ГЭС, машинный двор с тракторами, бодрая школа, светлый клуб, коровники, футбольная команда, передовики производства. Каждый школьник мог увидеть и сравнить, как жили предки и как живёт он.
Сейчас телевидение агитирует за капитализм, за роскошный образ жизни ежечасно – рекламой машин, коттеджей, шальными выигрышами. «И на кризисе можно заработать!» Репортажи о малых городах с домами-развалюхами и застывшими предприятиями на телеэкранах, скорее, исключение – они появляются, когда промолчать не удаётся. Социализму в наших СМИ достаются лишь колючая проволока ГУЛАГа и коллективизация. Индустриализация, победа в Великой Отечественной войне, выход в космос и создание ядерного щита упоминаются при крайней необходимости. Как говорил Маркс, «взгляды господствующих классов быстро становятся господствующими в обществе».
И что-то давно, со времён перестроечных диспутов, не вспоминают слезинку ребёнка, которая не стоит никаких революций, предпочитая очаровывать нас улыбками кинозвёзд. И сбор средств на лечение детей за границей – при всех финансовых возможностях нашей страны – уже никого не удивляет.
Почему бы не совместить две музейные экспозиции: вот достижения социализма со всеми минусами, а вот – наш улыбающийся в Куршевеле капитализм? И пусть народ, который ещё не ослеп от выпитого, выбирает, каким путём идти. Достраивать бандитско-чиновничий капитализм или прислушаться к идеям нового социализма?
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции