Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Музей – воспоминание

01 января 2007

НАСЛЕДИЕ

Настоящий мандельштамовский бум начался в конце 80-х. В 1991 году, когда широко отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, в Москве по инициативе литературоведа Павла Нерлера было создано Мандельштамовское общество, первым председателем которого стал академик Сергей Аверинцев. В разных уголках нашей страны и даже за рубежом появились мемориальные доски и памятники поэту. Дошла очередь и до музея, который в скором времени откроется во Фрязине. Сегодня мы беседуем с его организатором, членом правления Мандельштамовского общества при Российском государственном гуманитарном университете, сотрудником Центральной городской библиотеки г. Фрязино Сергеем ВАСИЛЕНКО.

– Сергей Васильевич, с чего началось ваше увлечение Мандельштамом?

– В 1970 году в студенческом общежитии МФТИ мне в руки попал самиздатовский список поздних стихов Мандельштама, и я поначалу не понял там почти ничего. Поэзия его не из простых, однако две строки поразили меня своей прон­зительностью: «Пусть это оскорбительно, – поймите: / Есть блуд труда, и он у нас в крови».

В 1973 году тиражом 15 тысяч экземпляров вышло издание стихов поэта. Тираж по тем временам мизерный, купить сборник можно было только на чёрном рынке, и тут мне повезло. В 1974 году мне на одну ночь дали прочесть изданные в Вашингтоне «Воспоминания» Надежды Яковлевны Мандельштам, вдовы поэта. Книга ошеломила. А спустя несколько лет удалось разыскать первую прозу поэта, очерк «Шуба», который Надежда Яковлевна считала утерянным…

– Основу музея составит ваше личное собрание, которое вы хотите подарить городу?

– Да, я готов передать его будущему музею. Дело в том, что у нас давно открыты и успешно работают музеи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и многих других замечательных поэтов и писателей, но ни в одном городе нашей страны музея Мандельштама нет. Между тем творчество поэта изучают не только в России, но и во многих странах мира. Проведено уже немало международных конференций, посвящённых ему. Одна из последних состоялась в Принстоне в 2001 году, буквально через две недели после теракта 11 сентября. Вся Америка была в трауре, но конференцию, тем не менее, не отменили. Американские учёные пристально изучают наследие поэта. Наряду с нашими соотечественниками Николаем Богомоловым, Михаилом Гаспаровым, Юрием Фрейдиным на конференции выступали такие крупные американские слависты, как Борис Гаспаров, Джон Малмстэд, Андрей Устинов. Воспоминаниями о своих встречах с Надеждой Яковлевной Мандельштам поделился бывший посол США в России Джек Мэтлок.

– А вы были лично знакомы с Надеждой Яковлевной?

– Да, мне посчастливилось познакомиться с ней в 1978 году, и я довольно часто с ней общался. Многое из того, что будет представлено в музее, подарено ею: ряд прижизненных изданий Мандельштама, рукописи её воспоминаний о поэте и многое другое.

– Сколько единиц хранения насчитывает ваша коллекция?

– Более 500. Это редкие прижизненные издания: книги, журналы, газеты, а также фотографии и многое другое. В музее мы представим в максимально полном объёме в виде подлинников, фотокопий или ксерокопий всё, что удалось к настоящему моменту выявить.

Семейный архив поэта находится сейчас в Отделе редких книг и рукописей Ферстоунской библиотеки Принстонского университета (США), куда его передала Надежда Яковлевна Мандельштам, опасаясь преследований со стороны КГБ. У нас же будут выставлены фото- и ксерокопии этих материалов, а также копии тех рукописей, которые хранятся в различных отечественных архивах.

– Как известно, Мандельштам не раз бывал в Подмосковье, и арестовали его в последний раз на станции Черусти Шатурского района 2 мая 1938 года, когда он лечился в санатории. Символично, что первый музей поэта откроется в Московской области.

– Да, в Подмосковье немало мест, связанных с его именем. Он бывал в Апрелевке, Переделкине, Узком. Есть сведения, что бывал он и в Болшеве, совсем недалеко от нас.

– А почему вы собираетесь открыть музей именно во Фрязине?

– А почему бы и нет? Мандельштам, мечтая о том, что стихи его всё-таки когда-нибудь напечатают, писал, что они «будут принадлежать народу советской страны», перед которым он «в бесконечном долгу». Думаю, что и мы в долгу перед поэтом, и если мы можем хоть частично оплатить этот долг, должны это сделать – и пусть даже не там, где он жил или бывал. Да и в самой столице уцелело всего лишь одно, может, два места, где он останавливался (например, в Старосадском переулке, у младшего брата Александра). А дом, где была единственная квартира Мандельштама, в которой ему почти и не довелось пожить и где его арестовали в первый раз, давно снесён. Насколько мне известно, никто пока не изъявил готовности открыть музей поэта ни в одном городе нашей страны. Есть намерения сделать это в Воронеже, но соответствующего разрешения пока не получено.

– Что самое ценное в собрании будущего музея?

– Конечно, это автограф Мандельштама, его фотографии и прижизненные издания стихов, прозы и переводов. Среди них сборник «Камень» 1923 года с владельческой надписью: «Н. Штемпель» – его мне подарила Наталья Евгеньевна Штемпель, преданный друг Осипа Эмильевича и Надежды Яковлевны Мандельштам в трудные годы их воронежской ссылки. Есть также книги, составлявшие круг чтения поэта, и это, на мой взгляд, весьма существенно: Мандельштам говорил, что поэту, в сущности, не нужна биография – ему достаточно перечислить книги, которые он прочитал. Это произведения писателей из его ближайшего литературного окружения.

Имеются также черновики и рабочие экземпляры воспоминаний Надежды Яковлевны Мандельштам. Авторизованная машинопись «Второй книги» позволила нам устранить огромное количество искажений и пропусков, вкравшихся в парижское издание этих мемуаров 1972 года. Исправленный вариант был выпущен московским издательством «Согласие» в 1999 году к столетию со дня рождения вдовы поэта.

Среди будущих экспонатов публикации стихов и прозы Мандельштама в периферийных журналах 60–70-х годов, выходивших в Воронеже, Тбилиси, Ереване, Ташкенте и других городах. Это своеобразные вехи того тернистого пути, которым его произведения возвращались к читателю. Есть первая книга прозы поэта – «Разговор о Данте», вышедшая в 1967 году стараниями одного из самых первых наших мандельштамоведов, ныне уже покойного Александра Анатольевича Морозова. Есть подготовленная им же научная публикация писем Мандельштама В. Иванову в «Записках Отдела рукописей» Государственной библиотеки имени В.И. Ленина (ныне Российской государственной библиотеки). Есть и макет книги стихов Мандельштама в серии «Библиотека поэта», предназначавшийся исключительно для служебного пользования. Редакция не показывала его даже Надежде Яковлевне, которая сохранила архив мужа и в 1957 году предоставила его в распоряжение Николая Ивановича Харджиева для подготовки упомянутого сборника. Макет этот представляет собой настоящий раритет. Таких уцелело, может быть, ещё один-два.

– А как он оказался у вас?

– Его подарил мне мой друг и коллега, замечательный исследователь жизни и творчества поэта Александр Григорьевич Мец, подготовивший не одно издание Мандельштама. Сейчас он работает над наиболее полным текстологически выверенным собранием его произведений, которое должно выйти в одном из московских издательств.

– Как скоро откроется музей?

– Будем надеяться, что в мае этого года. Работа по созданию музея ведётся уже давно. Одним из её этапов стала выставка в Центральной библиотеке г. Фрязино, посвящённая 115-й годовщине со дня рождения поэта. Инициаторами и организаторами этой выставки стали Мандельштамовское общество, отдел культуры и Центральная библиотека г. Фрязино. Сотрудниками библиотеки был издан библиографический указатель произведений О. Мандельштама и литературы о нём в её фондах. Именно тогда администрация Фрязина предложила Мандельштамовскому обществу оставить экспозицию в стенах Центральной библиотеки города и на её основе организовать музей поэта.

В настоящее время в библиотеке создаётся музейный отдел, посвящённый жизни и творчеству Мандельштама, а также кабинет литературы Серебряного века. Этот отдел, как и будущий музей, задуман как культурно-просветительский центр, который будет совмещать выставочную деятельность с экскурсиями и лекциями для школьников, студентов и читателей с использованием современных видео- и аудиосредств.

Беседу вела Марина МАКАРОВА

Обсудить в группе Telegram

Марина Макарова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS