Шесть лет назад по «Культуре» прошёл весьма интересный цикл передач «Воображаемый музей» Михаила Шемякина. Это были рассказы об основополагающих вещах в искусстве живописи и рисования – шары, черепа, линии, как они образуются, сочетаются, переплетаются… Проще говоря, энергичная школа изобразительного искусства, сжатая в краткие телевизионные сюжеты.
В сентябре художник представил второй «сериал» своего «музейного» цикла. Героем первой передачи стал «Башмак». Автор поэтизирует роль ботинка в искусстве живописи – попросту наслаждается показом огромного количества деревянных башмачных колодок, закупленных по случаю банкротства обувной фабрики, демонстрирует всевозможные башмаки, их носы, каблуки, голенища… От первой передачи осталось впечатление попросту гоголевской фантасмагории обуви. И это ощущение только укрепилось в следующих передачах – «Носы», «Стулья», «Дети»… Особенно Носы, как известно, столь любимые – наравне с сапогами – Николаем Васильевичем Гоголем. Острые, длинные, кривые, косые – подлинное царство Носов в живописи и… в жизни. Хороши и «Стулья» Шемякина – от музейных кресел до многометровой металлической скульптуры с невообразимой спинкой. Стулья из рогов, стулья, на которые нельзя усесться, здоровенное пантагрюэлевское кресло, купленное Шемякиным у владельца какого-то кафе. Здесь Шемякин продемонстрировал, как фантастически поднимаются цены на стулья, которые стали объектом перформансов – были порублены топором, сожжены, закутаны в ткани. Забавно, что один из этих стульев он сам и порубил на куски. Далее следуют «Дети» в искусстве… и это совсем не те дети, наивности которых принято умиляться. Этот сюжет напомнил мне убийственное размышление эренбурговского Хулио Хуренито о тайнах и пороках «детской».
Подводя итог, подчеркну, что Шемякин здесь выступает в первую очередь как коллекционер и культуролог, и всё, о чём он повествует и что демонстрирует, вполне сочетается с его известным многим имиджем – маскарадными сапогами художника, его глубоким кепи с угрюмым козырьком и личным замком, который время от времени появляется в кадре.