День семьи, любви и верности для работников загсов – самая напряжённая пора. В Москве, например, 8 июля намерены пожениться 974 пары. Молодожёны надеются на покровительство благоверных Петра и Февронии Муровских. Что ж, на святых надейся, а сам всё-таки не плошай.
Самый, пожалуй, волнующий момент свадебной церемонии – это фраза: «Объявляю вас мужем и женой». Но… В Семейном кодексе РФ, который был принят ещё в декабре 1995 года, такого привычного и гендерно точного понятия нет. Есть бесполое – супруги. Понятно, почему в загсах продолжают именовать молодожёнов мужем и женой. В такой торжественный час объявлять их супругами неромантично. Может быть, в таком случае внести изменения в сам кодекс? Как это ни смешно, но такой союз, в случае спора за солидное имущество, формально можно признать и недействительным – ведь в свидетельстве о браке вместо узаконенных понятий «супруг» и «супруга» стоят «незаконные» муж и жена.
По традиции (а в Семейном кодексе это предусмотрено частью первой статьи 32) при заключении брака супруги выбирают фамилию одного из них в качестве общей, либо каждый сохраняет свою, либо присоединяет к своей фамилию супруга – через дефис. Но в подавляющем большинстве невесты берут фамилию будущего супруга.
Если брак крепкий, никаких проблем не возникает. Но, к сожалению, в течение первых десяти лет семейно-брачные отношения прекращают 38 процентов, а в течение следующих десяти – ещё 26 процентов. Помню, как на одном из судебных заседаний попытались обиженные родители бывшего супруга заставить бывшую сноху переменить фамилию, но из этого ничего не вышло. К сожалению, часть 3 статьи 32 Семейного кодекса РФ не даёт однозначного толкования такой конфликтной ситуации. Причины разводов могут быть разными, но почему обиженный супруг не может требовать восстановления у другого супруга добрачной фамилии по суду? То есть его право умалено. И при заключении брака никто не спрашивает у супруга, чью фамилию хочет взять другой супруг, согласия на совершение этого действия. Почему?
Ещё одно недоумение. Свидетельство о заключении брака выдаётся в одном экземпляре. Если один из супругов – патологический ревнивец, и именно у него хранится этот экземпляр, второму супругу в случае необходимости предъявить где-то этот документ придётся очень сильно напрячься. Почему нельзя выдавать два экземпляра свидетельства? Бумаги жалко или законодатели думают, что таким образом они укрепляют семью?
И последнее. О наследственных спорах. В браке, как правило, рождаются дети, и в паспорта родителей на основании выданного в органах загс свидетельства о рождении вносятся соответствующие сведения. В течение жизни супруги неоднократно меняют паспорта, и если дети уже стали совершеннолетними, в последующие документы сведения о них уже не вносят.
Так же непонятно, почему, когда ребёнок сам получает паспорт, на странице «особые отметки» не указываются родители. Тем самым нарушаются права детей при оформлении наследства в будущем. Дело в том, что при смене фамилии (особенно это касается женщин) свидетельство о рождении уже не является всеобъемлющим документом, подтверждающим право на наследство. Дети вынуждены обивать пороги загсов и доказывать своё право на наследство через суд.
Зачем так усложнять процедуру, когда можно вписывать в паспорта родителей информацию о детях, а в паспорта детей – о родителях?