Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 сентября 2014 г.
  4. № 35 (6477) (10.09.2014)
Искусство

Музы ходят хороводом

10 сентября 2014
Праправнук писателя Владимир Толстой – участник фильма

Лев Толстой был и остаётся одной из самых притягательных фигур для художников самых разных видов искусств. Он и при жизни притягивал к себе творцов музыкального и изобразительного искусств, а после смерти к нему потянулись и кинематографисты. В своё время в статье об интерьере эпохи Ю. Лотман напомнил поговорку древних греков «Музы ходят хороводом». Разные искусства дополняют друг друга: каждое из них говорит то, что не может адекватно выразить другое. Может быть, не с такой чёткостью рефлексии, но Толстой понимал эту истину, поэтому вокруг Толстого музы хороводили и хороводят беспрерывно.

В творчестве известной создательницы исторических документальных кинолент Галины Евтушенко это второе обращение к Толстому. Первым обращением был весьма интересный фильм «Полустанок» (2010), посвящённый смерти писателя на станции Астапово. И вот – новый фильм «Запечатлённый образ, или Лев Толстой и Илья Гинзбург: двойной портрет в интерьере эпохи». Уже состоялся ряд премьер фильма в среде профессионалов и на ТВ.

Обратите внимание на вторую часть названия фильма. Для режиссёра Галины Евтушенко в таком названии нет ничего удивительного. У неё уже были фильмы «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: Двойной портрет в интерьере эпохи» (2004) и «Эрдман и Степанова: Двойной портрет в интерьере эпохи» (2006). И вот новый «двойной портрет», созданный новым большим коллективом: сценарий совместно с Анной Евтушенко и Галиной Элиасберг, голоса за кадром совместно с Константином Райкиным, который, что неудивительно, прекрасно читает текст, как, впрочем, и сама Галина Евтушенко.

Я думаю, что слова «интерьер эпохи» вопросов не вызывают, так как без этого интерьера, в безвоздушном пространстве и вне времени, человека изобразить невозможно. «Интерьер эпохи» обязателен и предопределён. Но почему «двойной портрет» оказался настолько важен для Галины Евтушенко как режиссёра, что она, рискуя впасть в повторение самой себя, продолжает называть свои фильмы таким образом? Что даёт историческому кинодокументалисту представление сразу не одного героя, а двух? – Ответ, конечно, очевиден. Это сопоставление создаёт диалог, конфликт, а в итоге – движение. Вокруг этих заглавных героев помещаются второстепенные персонажи: Владимир Стасов, Илья Репин, Софья и Татьяна Толстые. И получается кино.

Вот почему новый фильм посвящён не Льву Толстому в восприятии и изображении Ильи Гинзбурга и не Илье Гинзбургу как пропагандисту Льва Толстого, то есть не одному из них в свете другого, а им обоим и их эпохе. «Двойной портрет» создаёт динамику. Дело не в том, что Толстой очень ценил Гинзбурга-скульптора, и не в том, что Гинзбург был последователем Толстого (он вовсе не был толстовцем). Дело в том, что эти два человека любили друг друга по-человечески и принимали друг друга, несмотря на различия взглядов и убеждений. Правда, в данном случае есть и некоторое внешнее основание для такого «двойного портрета». Вокруг Толстого было очень много художников и скульпторов. Но никто из них не писал так много о Толстом. Гинзбург оставил очень большое число документов о Льве Николаевиче и своих отношениях с ним, эти документы и легли в основу сценария.

Изначальный материал исторического кинодокументалиста неизбежно фрагментарен. Это фотопортреты, коллективные фотографии, живописные полотна. В нашем случае – это ещё и интерьеры толстовского дома в Ясной Поляне. Но интерьеры дома можно снять и сейчас на камеру – получится движение. А как оживить фотографию? – Разумеется, с помощью монтажа. Авторы фильма прекрасно совмещают крупные и общие планы в одном кадре, представляя крупные планы (в основном это портреты тех или иных лиц) в движении на фоне общих. Они прекрасно стыкуют контрастные кадры друг с другом, создавая таким образом большое эмоциональное напряжение. Очень часто они даже коллективную фотографию показывают полично: камера движется от лица к лицу, изображённому на фотографии, уделяя каждому из персонажей её разное время. В этом отношении очень удачно (полно настоящего драматизма) представление фотографии банкета после юбилейных торжеств в честь 100-летия Толстого (1928), где все откровенно позируют перед камерой, и только Софья Толстая-Есенина сидит, не глядя в камеру, и кажется отрешённой. Из разных осколков, фрагментов прошедшей жизни – из застывших кадров исторический кинодокументалист создаёт хронику, длительное повествование.

Историко-документальная основа в фильме соблюдена строго, за что ручается участие в нём (в кадре) Владимира Толстого, Галины Алексеевой и (за кадром) многочисленных научных сотрудников Ясной Поляны и московского музея Толстого, помогавших подбирать фотографии и консультировавших создателей фильма. Но именно то и хорошо, что документальный фильм «Запечатлённый образ, или Лев Толстой и Илья Гинзбург: двойной портрет в интерьере эпохи» не стремится к просветительству. Когда задаёшься вопросом, о чём этот фильм, то можно сказать только одно: о Толстом и Гинзбурге и об их эпохе. Точно так же отвечал и Толстой, когда его спрашивали: о чём написан роман «Война и мир»? И он совершенно справедливо отвечал, что для ответа на этот вопрос он должен снова написать весь роман.

Сейчас мне кажется, что это фильм о жестокости эпохи (любой эпохи) по отношению к человеку (любому человеку) и о том, что искусство (красота) не спасёт мир, не перевернёт его, но всё же поможет каждому из нас приблизиться к вечным истинам, то есть стать человечнее. Как писал любимый Толстым Афанасий Фет:

Пусть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

Фильм не о Толстом и Гинзбурге, фильм о нас и наших современных проблемах. В этом его сила и его интерес.

Михаил СТРОГАНОВ, ТВЕРЬ


Неожиданный ракурс

8-5-35.jpgПрезидент Венецианского биеннале Паоло Баратта, министр культуры РФ Владимир Мединский с супругой Мариной, Елена Кончаловская, российский режиссёр Андрей Кончаловский с супругой актрисой Юлией Высоцкой, гость фестиваля и директор Международного Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера (слева направо) перед премьерой фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» в основном конкурсе 71-го Венецианского международного кинофестиваля у Зала Гранде Палаццо дель Синема. Фильм удостоен «Серебряного льва» за режиссуру.

Тэги: Кинематограф Лев Толстой
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда пришел на поле он…

    11.09.2022
  • Отчуждение

    26.01.2022
  • Руководитель на весах

    26.01.2022
  • Бесконечный

    10.11.2021
  • Пензенское путешествие графа Толстого

    05.09.2021
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Кино, несовместимое с жизнью

    87 голосов
  • Притянутые за уши

    64 голосов
  • Никто не хотел умирать

    63 голосов
  • Лев Толстой и пустота

    62 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS