Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 мая 2019 г.
  4. № 18 (6689) (08.05.2019)
Литература

Музы пушкам не подвластны

Пацифистов в литературе – единицы

08 мая 2019
Эрих Мария Ремарк. Первая мировая война

Когда противостояние между Россией и западными странами, а особенно с Соединёнными Штатами, накалилось до крайности, уместно поразмышлять о войне. Не в плане боевых действий, а в смысле культурологическом.


В России многие писатели были кадровыми военными. Не «пишущими вояками», а гениальными представителями мировой литературы. Чего стоит одно упоминание имён Михаила Лермонтова и Льва Толстого! Я не буду сейчас составлять список великих русских военных писателей. Он очень велик и многогранен.

А чего стоят русские военные живописцы? Верещагин – гений! Айвазовский – гений!

Война – великий сюжет. Она обнажает сущность человеческой природы. Сразу видно, кто есть кто и что есть что. Вопрос даже не в геройстве или отваге, а в оголении принципов добра и зла. На войне сразу видно, кто чего стоит и кто за что стоит.

Хаджи Мурат не просто персонаж, он толстовское олицетворение человеческих противоречий и противостоящих друг другу страстей. Повесть Константина Симонова «Двадцать дней без войны» не об отпуске военного корреспондента в страшные годы Великой Отечественной, а поразительная интроспекция универсального человеческого бытия. Потрясающий своей правдой одноимённый фильм Алексея Германа по сценарию Симонова удивительно точно и правильно перефразирует всю эту глубинность на языке кино.

Русские не единственная нация, для которой пережитая война – художественный сюжет. Немцы тоже гордятся целым перечнем воевавших писателей, драматургов, кинорежиссёров, художников.

Мне доводилось уже писать об Эрнсте Юнгере, милитаристе и любимом Гитлером антифашисте, которого лично я считаю самым, пожалуй, великим военным писателем. Речь здесь идёт не только о «Стальных грозах» или «На мраморных утёсах», а, например, о его шедевральных «Военных дневниках», в каждодневных записях которых больше правды и философии бытия, чем в полных собраниях сочинений многих известных авторов.

Эрнст фон Заломон – другая интереснейшая фигура. Будучи курсантом военного училища, он болезненно перенёс поражение своей страны в Первой мировой войне и крах Германской империи. В ситуации всеобщего хаоса он вступил в неформальное военное националистическое образование «фрайкор» и стал воевать против всех: от большевиков в Прибалтике до германских послевоенных властей. А закончил Заломон свою войну тюрьмой – за соучастие в убийстве министра иностранных дел Германии Вальтера Рутенау. После освобождения в 1930 году он опубликовал свой первый и непревзойдённый шедевр – «Вне закона», где весь этот период его жизни описан с удивительной точностью и глубиной. Через три года он выпустил продолжение – «Кадеты». Как и уважаемый им Юнгер, несмотря на свои милитаристические и националистические убеждения, Заломон отказался присягать на верность любящему его Гитлеру и стал убеждённым антифашистом.

Эрих Мария Ремарк – наиболее известный в России немецкий «военный» автор. Но его самая известная книга «На западном фронте без перемен» пронизана неприкрытым пацифизмом, а сам он закончил свою жизнь в Швейцарии, будучи американским подданным. А потому мне трудно здесь причислить его к великим военным писателям. Будущий диссидент Виктор Некрасов, удостоенный в своё время Сталинской премии за прекрасную книгу «В окопах Сталинграда», пацифистом не был. Даже великий Виктор Астафьев, который ненавидел Жукова и всё советское офицерство, таковым не был. В русской литературе пацифистов вообще днём с огнём не сыскать.

Типичным пацифистом был переоценённый, на мой взгляд, Ромен Роллан. А противостоял ему величайший французский автор Блез Сандрар (к сожалению, его книги не переведены на русский язык). Сандрар – гражданин Швейцарии – не мог воевать в Первую мировую войну. Он жил в Париже, любил Францию и войну тоже и, чтобы повоевать, зачислился во французский Иностранный легион. Гениальный поэт и идеолог модернизма Гийом Аполлинер тоже любил войну, да так, что скончался вскоре после её окончания от ранения в голову. На самых известных фотографиях он изображён с непрофессионально перевязанной головой.

Во всех странах с великой культурой, от Японии до Великобритании и США, война – основополагающий, формирующий общественное сознание сюжет.

Странно, право, ведь она – суть величайшее зло. Смерть, разруха, голод, насилие. Но в войне есть и оголяющее человеческую душу метафизическое начало.

Война была всегда и всегда будет. Один философ, не могу вспомнить кто, иронизировал как-то (привожу по памяти): «Довоенное время – сейчас». То есть мирное время на самом деле – суть «довоенное». Давайте полистаем учебник истории. Со времён Древней Греции и до наших дней история человечества в значительной степени – история войн, завоеваний, порабощений, колонизаций, деколонизаций, становлений и крахов империй.

Во Франции 11 ноября до сих пор выходной день, в который празднуется окончание Первой мировой войны. А для Эрнста Юнгера или Эрнста фон Заломона то был день великого унижения и попрания человеческого достоинства.

Россия и Америка сегодня на ножах, но столкновение между ними немыслимо из-за ядерного потенциала. Однако во время предвыборной гонки Дональд Трамп говорил, что внешняя политика США должна быть «непредсказуемой». Что это значит?..

Виктор Лупан,
Париж



Тэги: Первая мировая война Эрих Мария Ремарк
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Netflix купил права на экранизацию «На Западном фронте без перемен» писателя Эриха Марии Ремарка

    13.12.2020
  • Вспоминаем Ремарка. 25 сентября исполняется 50 лет со дня смерти писателя

    25.09.2020
  • «Ни к одной стране судьба не была так жестока...»

    07.05.2019
  • Первый шаг к Победе

    28.02.2018
  • Компромисс или предательство?

    28.02.2018
  • Первый шаг к Победе

    61 голосов
  • Свергнутые герои

    53 голосов
  • Ответа нет

    40 голосов
  • Компромисс или предательство?

    31 голосов
  • «Дранг нах остен» и герои поражений

    26 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS