Как созвучны иволга и Волга! Поэзия. Рыбинск. XXI век / Сост. Леонид Советников. – Рыбинск: Цитата Плюс, 2020. – 290 с.
В конце 2020 года вышла очень важная книга – поэтический сборник «Как созвучны иволга и Волга!» с подзаголовком «Поэзия. Рыбинск. XXI век». Её составитель Леонид Советников (тоже поэт и один из авторов книги) собрал под одной обложкой 14 непохожих писателей. Но помимо хронологии и географии что-то ведь их должно объединять?.. Леонид не скрывает, что главным критерием, которым он руководствовался при отборе, была... гармония. Или, используя терминологию Игоря Меламеда, – присутствие благодати, которая есть высшее совершенство.
Конец железного двадцатого века для Рыбинска выдался удивительно плодотворным в плане поэзии. Город хорошо помнил Николая Якушева – опального поэта с тяжёлой судьбой, уроженца Рыбинска, выпускника Литинститута. Этот автор во многом определил местные поэтические традиции. Не особенно долгое, но на редкость самобытное существование литературной группы «Коридор» серьёзно повлияло на всех, кто творил в составе этого объединения, и, конечно же, на молодое поколение, чьи ценности формировались уже под влиянием «коридоровцев». Кроме того, нельзя забывать о том, какие времена стояли на дворе!.. Конец 80-х и начало 90-х – когда в магазинах, на книжных развалах и даже в библиотеках потоком стали появляться книги поэтов, писателей, философов, которые не публиковались или даже были запрещены в СССР. И мы, молодые стихотворцы, взахлёб глотали все эти книги – цитировали друг другу, узнавали друг друга по этим цитатам.
Дальше – середина девяностых и создание литературной газеты русской провинции «Очарованный странник» (Ярославль). Её основатели – Леонид Королёв (1937–2008) и Борис Черных (1937–2012) – сделали для нового поколения невероятно много. Они открыли нам окно в живой литературный мир. И вот январь1996 года – кульминация, точка пересечения, когда многие из героев «Странника» познакомились на первом после раскола СРП СССР Всероссийском совещании молодых писателей в пансионате «Ярославль». Здесь присутствовали и члены Правления СРП. Семинары проводили мастера из разных городов, по итогам совещания ряд авторов были приняты и рекомендованы в Союз российских писателей. Ярославское отделение СРП стало стремительно расти. И немалую часть новоприбывших составили рыбинские авторы.
Отдел поэзии «Очарованного странника» возглавлял поэт из Борисоглеба Константин Васильев (1955–2001). Он стал составителем альманаха «Ярославская лира», который вышел в 1997 году. Этот сборник был, пожалуй, самым заметным местным изданием подобного рода в 90-х годах.
Нулевые и десятые годы XXI века ознаменовались активным участием рыбинцев во Все российских форумах молодых писателей, которые проводил Фонд СЭИП Сергея Филатова. Надежда Папоркова, Максим Калинин, Владимир Эль, Евгений Матвеев и автор этих строк – все мы были там, чаще всего и не однажды. А ведь это очень важно: оглянуться вокруг, увидеть общую картину, понять себя в контексте современной поэзии.
Невероятно трудная задача – свести воедино тексты многих авторов. С разными творческими ориентирами, с разным жизненным опытом. У Советникова это получилось. Каждая подборка имеет своё название, и это тоже искусство – услышать нужную строку, выразить суть стихов в подзаголовке.
Двоих из авторов сборника на свете уже нет: Гоголев умер в 2011-м, Белозёров – в 2019-м. И если стихи Белозёрова чаще всего песенные (он был талантливым бардом), то художественная сила стихов Гоголева – в открытости миру и смелости. Он никогда не боялся жить, совершать ошибки, падать и подниматься, искать и верить. Синтез – прекрасный способ познания мира и, следовательно, творчества. Николай Сергеевич был технарём, инженером по профессии, и техническое образование, вернее, технический – системный и основательный – подход помогал ему в освоении литературы, которая стала его домом. «Только в русской провинции можно встретить тип такого романтика-литератора, вгрызающегося в латынь» – так написал о Гоголеве его друг, московский писатель Владимир Кравченко.
Если в нулевые в современной поэзии господствовало понятие «формата», десятые этот формат значительно ослабили и во многом стёрли границы между поэзией столичной и провинциальной (условно говоря), то сейчас, к сожалению, формат вернулся – и даже стал ещё более жёстким. Деятельность эстрадных поэтесс сделала своё дело: поэзия двинулась в сторону аплодисментов и номинаций. На этом фоне позиция вызывающей «нестоличности» – читай: несовременности – выглядит достаточно привлекательно. Советников концепцией сборника транслирует, что поэзия – это вообще не про моду. Что модные тенденции тут никакого значения не имеют, а имеет значение одно: музыка и свет. И если все предлагаемые читателю подборки укладываются в рамки традиции, то, с точки зрения составителя, это не слабость, а сила. Для него «совершенство» (тоже термин Меламеда) намного важнее «самовыражения». Поэзия как искусство в целом без катарсиса невозможна – вот что хочет сказать Советников своей антологией.
Ольга Коробкова