Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 марта 2021 г.
Литература Библиосфера

Музыка и свет

30 марта 2021

Как созвучны иволга и Волга! Поэзия. Рыбинск. XXI век / Сост. Леонид Советников. – Рыбинск: Цитата Плюс, 2020. – 290 с.

В конце 2020 года вышла очень важная книга – поэтический сборник «Как созвучны иволга и Волга!» с подзаголовком «Поэзия. Рыбинск. XXI век». Её составитель Леонид Советников (тоже поэт и один из авторов книги) собрал под одной обложкой 14 непохожих писателей. Но помимо хронологии и географии что-то ведь их должно объединять?.. Леонид не скрывает, что главным критерием, которым он руководствовался при отборе, была... гармония. Или, используя терминологию Игоря Меламеда, – присутствие благодати, которая есть высшее совершенство.

Конец железного двадцатого века для Рыбинска выдался удивительно плодотворным в плане поэзии. Город хорошо помнил Николая Якушева – опального поэта с тяжёлой судьбой, уроженца Рыбинска, выпускника Литинститута. Этот автор во многом определил местные поэтические традиции. Не особенно долгое, но на редкость самобытное существование литературной группы «Коридор» серьёзно повлияло на всех, кто творил в составе этого объединения, и, конечно же, на молодое поколение, чьи ценности формировались уже под влиянием «коридоровцев». Кроме того, нельзя забывать о том, какие времена стояли на дворе!.. Конец 80-х и начало 90-х – когда в магазинах, на книжных развалах и даже в библиотеках потоком стали появляться книги поэтов, писателей, философов, которые не публиковались или даже были запрещены в СССР. И мы, молодые стихотворцы, взахлёб глотали все эти книги – цитировали друг другу, узнавали друг друга по этим цитатам.

Дальше – середина девяностых и создание литературной газеты русской провинции «Очарованный странник» (Ярославль). Её основатели – Леонид Королёв (1937–2008) и Борис Черных (1937–2012) – сделали для нового поколения невероятно много. Они открыли нам окно в живой литературный мир. И вот январь1996 года – кульминация, точка пересечения, когда многие из героев «Странника» познакомились на первом после раскола СРП СССР Всероссийском совещании молодых писателей в пансионате «Ярославль». Здесь присутствовали и члены Правления СРП. Семинары проводили мастера из разных городов, по итогам совещания ряд авторов были приняты и рекомендованы в Союз российских писателей. Ярославское отделение СРП стало стремительно расти. И немалую часть новоприбывших составили рыбинские авторы.

Отдел поэзии «Очарованного странника» возглавлял поэт из Борисоглеба Константин Васильев (1955–2001). Он стал составителем альманаха «Ярославская лира», который вышел в 1997 году. Этот сборник был, пожалуй, самым заметным местным изданием подобного рода в 90-х годах.

Нулевые и десятые годы XXI века ознаменовались активным участием рыбинцев во Все российских форумах молодых писателей, которые проводил Фонд СЭИП Сергея Филатова. Надежда Папоркова, Максим Калинин, Владимир Эль, Евгений Матвеев и автор этих строк – все мы были там, чаще всего и не однажды. А ведь это очень важно: оглянуться вокруг, увидеть общую картину, понять себя в контексте современной поэзии.

Невероятно трудная задача – свести воедино тексты многих авторов. С разными творческими ориентирами, с разным жизненным опытом. У Советникова это получилось. Каждая подборка имеет своё название, и это тоже искусство – услышать нужную строку, выразить суть стихов в подзаголовке.

Двоих из авторов сборника на свете уже нет: Гоголев умер в 2011-м, Белозёров – в 2019-м. И если стихи Белозёрова чаще всего песенные (он был талантливым бардом), то художественная сила стихов Гоголева – в открытости миру и смелости. Он никогда не боялся жить, совершать ошибки, падать и подниматься, искать и верить. Синтез – прекрасный способ познания мира и, следовательно, творчества. Николай Сергеевич был технарём, инженером по профессии, и техническое образование, вернее, технический – системный и основательный – подход помогал ему в освоении литературы, которая стала его домом. «Только в русской провинции можно встретить тип такого романтика-литератора, вгрызающегося в латынь» – так написал о Гоголеве его друг, московский писатель Владимир Кравченко.

Если в нулевые в современной поэзии господствовало понятие «формата», десятые этот формат значительно ослабили и во многом стёрли границы между поэзией столичной и провинциальной (условно говоря), то сейчас, к сожалению, формат вернулся – и даже стал ещё более жёстким. Деятельность эстрадных поэтесс сделала своё дело: поэзия двинулась в сторону аплодисментов и номинаций. На этом фоне позиция вызывающей «нестоличности» – читай: несовременности – выглядит достаточно привлекательно. Советников концепцией сборника транслирует, что поэзия – это вообще не про моду. Что модные тенденции тут никакого значения не имеют, а имеет значение одно: музыка и свет. И если все предлагаемые читателю подборки укладываются в рамки традиции, то, с точки зрения составителя, это не слабость, а сила. Для него «совершенство» (тоже термин Меламеда) намного важнее «самовыражения». Поэзия как искусство в целом без катарсиса невозможна – вот что хочет сказать Советников своей антологией.

Ольга Коробкова

Тэги: Ольга Коробкова
Обсудить в группе Telegram

Ольга Коробкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS