Жизнь прекрасна и удивит. И удивляет вечно. Обыденность затёрла известную праздничную фразу до банальности. Формула настолько потускнела, что для её раскрытия порой необходимо разорвать ткань серой повседневности. И сквозь прореху мира заглянуть в пространство чуда.
Когда же это сделать? Идеально в тот момент, когда жизнь торжествует над смертью, когда весь христианский мир переживает приближение пасхальной радости. Предвкушение настолько сладостно, что даже календарные проблемы не волнуют. Что с того, что западные христиане приближаются к Празднику Праздников раньше нас, православных? Общее ожидание примиряет с торопливостью григорианского летоисчисления.
Что за нужда мирянину вникать в проблемы астрономии, когда он направляется в концерт, дабы послушать, как неправославная Европа отзывается на Страсти Господни?
Мы идём на себя принять раны Христовы.
Пятница Страстной по католической пасхалии. Большой зал Консерватории. Один из лучших оркестров земли – Российский национальный – играет «Страсти» Йозефа Гайдна. За пультом один из лучших дирижёров планеты – Михаил Плетнёв.
Тревога, боль, горечь богооставленности – всё пропускаем через себя, чтобы удивиться в финале гайдновской симфонии свету тихому, восторгу предвкушаемого Воскресения. Перерыв. Не только в концерте – в истории: скоро солнце померкнет. Чтобы воссиять вновь уже для нового человечества.
Где, смерть, твоё жало?
Тем временем Плетнёв предлагает нам вспомнить дни, предшествовавшие Страстям. Второе отделение – Бетховен, оратория «Христос на Масличной горе». Строги и сдержанны исполнители. Сопрано немки Симоны Кермес обретает нежность серафимов небесных, возносится над миром дольним, музыка высших сфер звучит для всех: эллинов и иудеев, будущих католиков и будущих православных. Не поверите – даже для агностиков!
Пол Найлон из Британии – тенор Иисуса Сладчайшего. Так услышал Спасителя Бетховен. Так убедил композитор слышать Его голос и нас.
Камень веры – апостол Пётр. Слабый человек, которому вручил Христос ключи от рая, залог прощения. Анджей Белецкий из «Новой оперы» в нескольких фрагментах даёт портрет ученика, которому предстоит пережить трагедию отречения и мучительную радость спасения. Убеждает.
Убеждает и Московский академический камерный хор. Он – все мы, свидетели и участники Священной истории.
В которую, взяв за руку, ввёл нас Михаил Плетнёв.