Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Музыкальная дипломатия Союзного государства

01 января 2007

ГАСТРОЛИ

В День Победы в Зале полководцев Центрального музея Великой Отечественной войны состоялось выступление Молодёжного симфонического оркестра Беларуси и России

«Белорусско-российское чудо» – так уже второй год называют оркестр в музыкальных и околомузыкальных кругах. Несомненно, вид хрупких детских рук, обнимающих контрабас, способен тронуть сердце не только родителя молодого дарования. Но для продолжительного успеха одного этого всё-таки маловато. Так в чём секрет коллектива, которому рукоплещут Берлин, Минск, Брест, Москва (а именно такова гастрольная афиша оркестра)? Прежде всего, в профессионализме его участников. Убедиться в этом ещё раз можно было 9 мая в Центральном музее Великой Отечественной войны, где в течение одного дня ребята дали три часовых концерта. Прозвучали произведения Чайковского, Бородина и Бизе. Зрителей обмануть трудно, тем более тех, кто приходит в этот день на Поклонную гору не ради возможности надеть ленточку и «потусоваться». И совершенно невозможно спланировать искренне-восторженную реакцию зала, которая была после окончания каждого концерта. Зрители аплодировали и долго не отпускали ребят с импровизированной сцены. Зал полководцев был полон, несмотря на то, что на центральной площадке Поклонной горы концерт давал сам маэстро Гергиев.

Своим происхождением оркестр обязан мастер-классам для одарённых детей из России и Беларуси, которые с 2002 года проводит Постоянный Комитет Союзного государства. А талантливое руковод­­­ство – залог успеха. С этим оркестру повезло: его художественный руководитель и дирижёр Александр Якупов – личность по-настоящему выдающаяся. Музыкант, автор книг, администратор… Одно только звание «Почётный гражданин Магнитогорска» чего стоит! И совершенно ясно, какой титанический труд стоит за подобным званием. В тяжёлых 90-х, когда финансирование культуры «по остаточному принципу» сошло на нет, он осуществил, казалось бы, невозможное – основал в Магнитогорске театр оперы и балета и до своего отъезда в Москву успел поставить два спектакля. Но и в столице почивать на лаврах энергичному музыканту не хотелось. Уже будучи дирижёром и художественным руководителем Оперного театра Московской консерватории имени П.И. Чайковского, он сумел достроить и возродить Центральную музыкальную школу при консерватории. На её базе и проходили мастер-классы, по результатам которых был организован оркестр. Изначально это была своеобразная отчётная форма, придуманная Александром Якуповым для того, чтобы каждый из посещавших мастер-классы мог продемонстрировать свои достижения. Уже первые выступления оркестра дали понять, что у него есть будущее. Да и как могло быть иначе, ведь своё первое «боевое крещение» ребята получили не где-нибудь, а в Звёздном городке! После этого коллектив пригласили принять участие в праздновании Дня единения народов Беларуси и России. А в этом году состоялись первые гастроли в Западной Европе. О них ребята вспоминают с удовольствием. И за пределами Союзного государства оркестр принимали очень тепло. Везде на концертах присутствовало много молодёжи. Это не удивительно: юношеская солидарность. А вот в Бресте, куда оркестр заглянул по пути из Германии в Минск, основными слушателями стали ветераны.

Сейчас в коллективе около ста человек, живущих в разных городах. Руководить таким оркестром очень сложно. Для этого используются современные способы передачи информации. Партитуру переводят в цифровой формат и вместе с партиями отправляют по электронной почте в Беларусь. Преподаватели раздают ребятам партии, те «дома» их учат. Причём учат почти наизусть, и поэтому достаточно нескольких совместных репетиций, чтобы оркестр играл слаженно. Информацией обмениваются и сами дети.

По словам Александра Якупова, основная задача, которая стоит перед оркестром, – распространение классической музыки. На Западе Россию и Беларусь нередко воспринимают через призму недобросовестной пропаганды, формирующей негативное отношение к образу жизни в наших странах. С выездом в Европу появился шанс показать иное лицо наших народов, внести лепту в создание позитивного образа молодой Беларуси и новой России, продемонстрировать цивилизованный портрет нашей молодёжи, которая дорожит культурой, ценит величие русской и белорусской музыки. Планируется, что вслед за Берлином в гастрольную афишу оркестра войдут Лондон, Париж и Варшава.

Один из юных музыкантов, 15-летний Денис Муравьёв, в оркестре новичок, он попал сюда только в этом году, но в Берлине побывать уже успел. Денис живёт и учится в Москве, в средней специальной музыкальной школе (колледже) имени Гнесиных, с 8 лет играет на валторне. Самые приятные гастрольные воспоминания связаны с тёплой реакцией публики. По его мнению, выступления оркестра привлекают прежде всего своей молодёжной направленностью и интернациональным составом участников – аналоги создания молодёжных оркестров есть, а вот с такой интеграционной «изюминкой» – впервые. Поэтому в зале очень много молодёжи. Ведь те, кто сейчас на сцене, снимая концертные фраки, становятся обычными ребятами, так же, как и все в их возрасте, общаются, влюбляются, учатся, мечтают. Не мешает ли учёбе бурная гастрольная жизнь? В этом участники коллектива были единодушны: скорее, помогает. Ведь все ребята в школах, кроме общеобразовательной программы, постигают ещё и музыкальные премудрости. А что, как не живая работа и та отдача зала, которую они видят на своих выступлениях, может быть лучшим стимулом в совершенствовании мастерства?

Ольга КУЗНЕЦОВА

Обсудить в группе Telegram

Ольга Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS