Единственная в стране радиостанция классической музыки «Орфей» скоро начнёт работать в FM-диапазоне. В конце апреля по итогам конкурса его вещательная концепция победила серьёзных конкурентов и получила частоту 99,2 МГц. Такое решение комиссии абсолютно справедливо, полагает Ирина Герасимова, генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра (РГМЦ), в состав которого входит «Орфей», ибо на сегодня это – единственная радиостанция, популяризирующая подлинные ценности мировой музыкальной культуры.
Ирина ГЕРАСИМОВА возглавила РГМЦ два года назад, до этого руководила радиостанциями «Ностальжи» и «Маяк».
– Ирина Анатольевна, классику многие в наши дни уподобляют антиквариату, как нечто очень дорогое и доступное только для элиты. Считаете ли вы «Орфей» элитарным радио или ориентируетесь на широкого слушателя, приняв на себя таким образом культурно-просветительную и образовательную миссии?
– А что означает слово «элита»? Два года назад, когда я пришла работать на эту станцию, у нас возник очень серьёзный спор с некоторыми видными представителями музыкальной общественности, в котором мы заняли абсолютно разные позиции. Они требовали элитарного в эфире – для себя. А я говорила, что «Орфей» – средство массовой информации. Да, среди наших слушателей, безусловно, есть люди, которые по уровню своего развития чуть выше основной массы радиослушателей. Но мы не ориентируемся только на них. Для меня элитарность означает замкнутость. Наше радио – для людей с высоким культурным потенциалом. Именно потенциалом, поскольку они, может быть, ещё не получили всего объёма культурной информации, но тянутся к этому, и мы должны их не отпугнуть, а «заманить». Многие люди интересуются классической музыкой, но отгорожены от классики поп-культурой, особенно в провинции. Мне кажется, что радио «Орфей» как средство массовой информации, ориентированное на духовное развитие общества, должно предлагать людям обратить внимание на вечные ценности, рассказывать о культурных музыкальных событиях в стране и мире, рекомендовать к прослушиванию наиболее интересные произведения.
– В отличие от большинства претендентов на вещание в FM «Орфей» станция не новая. Напомните, как давно она работает в эфире?
– Станция возникла в 1991 году в недрах музыкальной редакции, которая располагалась на улице Качалова и была частью Гостелерадио. Вначале она работала на одной из кнопок трёхпрограммного радио – были такие радиоприёмники в каждом доме, если помните. Конечно, тогда у «Орфея» было колоссальное количество слушателей, которое, естественно, уменьшилось, когда он ушёл с проводного вещания в эфирное и получил УКВ-частоту – в так называемом «советском эфэме». Пять лет назад по постановлению правительства радиостанция влилась в состав Российского государственного музыкального телерадиоцентра, объединившего некоторые музыкальные коллективы бывшего Гостелерадио СССР. Сейчас РГМЦ располагает девятью музыкальными коллективами, что позволяет создавать эксклюзивные концертные программы для нашего эфира.
– А существуют ли у вас связи с зарубежными музыкальными коллективами?
– Безусловно. Мы сотрудничаем не только с ведущими российскими, но и с музыкальными коллективами, дирижёрами и солистами из многих стран мира, не только организуем записи концертов из лучших залов Москвы, но и осуществляем обмен записями с европейскими радиостанциями. «Орфей» является членом Европейского вещательного союза. Это позволяет использовать наряду с нашей фонотекой, насчитывающей свыше трёх тысяч часов музыки, трансляции мировых премьер, фестивалей и концертов из таких залов, как Ковент-Гарден, Ла Скала, Метрополитен-опера, Гранд-опера, Венская, Баварская оперы. Мы обладаем всеми необходимыми на это правами. Кроме того, радио «Орфей» является постоянным членом жюри конкурса «Международная трибуна композиторов» под эгидой ЮНЕСКО.
– Но ведь на «Орфее» звучит не только музыка, есть также ряд специальных программ. Иными словами, каковы принципы формирования эфира станции?
– Общее время вещания в эфире радиостанции «Орфей» делится на пять основных подразделов. Во-первых, это академическая классическая музыка различных стилей и эпох. Во-вторых, очень важное для нас направление – это программы образовательные и просветительские. В-третьих, трансляции концертов и музыкальных спектаклей. А также информационно-аналитические программы, отражающие весь спектр современной мировой музыкальной культуры, и наконец, новости, естественно, сориентированные главным образом на музыку. Поскольку специальных источников по музыкальной культуре практически нет, мы стараемся получать информацию эксклюзивную, из первых рук, используя контакты с директорами творческих коллективов, театров. То есть делать эксклюзивные, качественные новостные выпуски.
– Что в вашем понимании является качественным СМИ?
– То, которое предлагает самую лучшую продукцию в своём жанре, приглашает к микрофону самых лучших ведущих и экспертов. «Орфей» – очень целостная радиостанция, достаточно узкоформатная. И мы ориентируемся в данном случае на мастеров, которые приходят к нам в эфир. Среди них – Геннадий Рождественский, Сергей Доренский, Дмитрий Ситковецкий, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Чечилия Бартоли, Даниель Баренбойм и многие другие мировые звёзды. Репортажи наших корреспондентов звучат из ведущих европейских музыкальных столиц. Мы делаем специальную программу, которая называется «Рандеву с дилетантом». Её ведёт профессиональный журналист Владимир Молчанов, знакомый с широким кругом академических классических музыкантов просто в силу того, что его отец – знаменитый композитор Кирилл Молчанов. Всё то, что окружало его в детстве и юности, помогло научиться разбираться в музыке, искренне полюбить её и суметь рассказать о ней с точки зрения очевидца, но при этом очень доступно, не вдаваясь в специальную терминологию, специфические сугубо профессиональные подробности и не погружая малоискушённого слушателя в трудности музыкальной фразеологии. Наши радиослушатели не услышат в эфире терминов «крещендо», «дименуэндо», «раздвоенная квинта» – по мне это всё равно, что пациенту рассказывать об анатомии. Мы не занимаемся анатомией музыки – это тема для специалистов, наша задача – познакомить с прекрасным. Привить любовь.
– Согласитесь ли вы с тем, что первоначальная эйфория от разнообразия массовых каналов постепенно уступает место желанию услышать нечто иное, своеобразное, ни на что не похожее?
– Несомненно. После тотального увлечения массовыми каналами пришло время других СМИ, так называемых нишевых. Я знаю огромное количество людей, которых FM-вещание в корне не удовлетворяет. Мало того, сегодня репертуар массовых радиостанций настолько похож, что даже порой не понимаешь, какую станцию ты слушаешь. Переключаешься на четвёртую, пятую, шестую частоту, а всё равно слышишь всё то же самое. Сейчас наступает время нишевых радиостанций. То есть человек, который хочет послушать новости, чётко знает, что есть три-четыре радиостанции, которые дадут полный спектр новостей. Вероятно, когда-нибудь в Москве будет, к примеру, радиостанция старинной классической музыки, радиостанция авангардной современной академической музыки, радиостанция «Моцарт», радиостанция «Бах» или радиостанция «Романтизм». Но пока – это лишь мечта. И на пути к её достижению мы рассматриваем свою деятельность как миссию. Необходимо выпустить классическую музыку из резервации, в которую в последнее время она попала, исчезнув со всех массовых каналов.
– Не кажется ли вам, что сегодня крайне насущной видится идея объединения тех СМИ, которые продвигают подлинные ценности культуры, в некий пул?
– Абсолютно в этом уверена. Считаю, что всем вещателям, которые занимаются не массовой, а высокой духовной культурой, надо осознавать, что все они вместе выполняют очень трудную, но важную миссию. Она заключается в продвижении классического искусства на абсолютно новый, более высокий уровень. И мы должны сделать так, чтобы это искусство заняло достойное место и было представлено гораздо шире, многограннее, качественнее, чем сейчас. Поэтому я уверена, что сегодня надо действительно создавать пул качественных СМИ.
– А как на ваш взгляд, грядёт мода на классику? Или же она уже пришла?
– Мода кем-то создаётся. Опять же средствами массовой информации. Если мы чего-то не слышим и не видим, то мы об этом никогда и не узнаем. Не один раз я видела в новостях ТВ, как на заседании правительства все вставали и поздравляли наших футболистов или теннисистов с крупной победой или выигрышем кубка. Хоть один раз наше правительство поздравило пианиста или скрипача, взявшего первую премию на конкурсе? К нам наши же звёзды попадают уже раскрученные Западом.
Посмотрите, какую шумиху устроили сейчас Анне Нетребко: сама английская королева её принимала – именно так они и формируют моду на классику. Моду в хорошем смысле слова. Мы пока не умеем этого делать. И даже не очень понимаем, что это делать нужно! А тем временем одна очень богатая западная ювелирная фирма сделала Нетребко лицом своей рекламной кампании. Это значит, что рядом с классикой быть крайне престижно.
Да, классика – очень дорогое удовольствие. И моду на неё должно создавать наше государство в лице правительства и, безусловно, Министерства культуры. И поддерживать её должны все средства массовой информации. Поэтому, на мой взгляд, одна из задач радио «Орфей» – быть неким связующим звеном между музыкой, телевидением и прессой. И тогда эта индустрия заработает. И в конечном счёте вернёт не только на наш медийный рынок, но и в наше общество в целом прерванную культурную традицию.
Беседу вела