Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Музыкальные краски Восточной Европы

01 января 2007

СОБЫТИЕ

В Москве завершился 6-й фестиваль «Симфонические оркестры мира»

Объединённый оркестр Саратова п/у Юрия Кочнева. Солист Артемий Чолокян (гобой);  Эдуард ЛЕВИНТак получилось, что в начале июня истинные московские меломаны стараются не покидать пределов столицы и не занимать вечера текущими делами. Причина проста – вот уже шестой год с 1 по 12 июня в Колонном зале Дома союзов проходит фестиваль под названием «Симфонические оркестры мира». Благодаря его организаторам столичные любители симфонической музыки смогли познакомиться с ведущими оркестрами Европы и Азии. В этом году наступил черёд восточноевропейских оркестров, которые достаточно редкие гости в российских концертных залах. Одной из особенностей фестиваля этого года стало выступление юных музыкантов, стипендиатов фонда Владимира Спивакова, в каждом концерте, с каждым из оркестров. Но – обо всём по порядку.

Открывал фестивальную программу Бухарестский филармонический оркестр имени Джордже Энеску. На пресс-конференции Хория Андрееску – главный дирижёр оркестра заметил, что Румыния в силу ряда политических причин долгое время была оторвана от мирового музыкального процесса – румынские музыканты варились в собственном соку. Но, когда слушаешь в исполнении румын 1-ю симфонию Бетховена, думается, что, может быть, это и к лучшему – музыка звучала удивительно аутентично (представляется, что именно такой её слышал автор), с чёткой, прозрачной фактурой, с внятной, выпуклой динамикой – очень интеллигентно и по-хорошему камерно. Во втором отделении, представляя национальную композиторскую школу в лице Джордже Энеску, в ход пошли уже другие краски – позднеромантические и импрессионистские традиции требовали другого звукоизвлечения – более густого и плотного, мелодический и гармонический язык заметно усложнился, напоминая о Рихарде Штраусе и Дебюсси. В целом оркестр с задачей справился, хотя определённый дисбаланс между медными духовыми и остальными группами оставил чувство некоторого дискомфорта. Это же впечатление осталось и во время исполнения на трубе юной Светланой Асташкиной «Хора стаккато» Динику – солистка и оркестр никак не могли совпасть по темпу.

Чешскому филармоническому оркестру под руководством Пинхаса Штейнберга выпала честь выступать на сцене Колонного зала целых два дня. В основном программа была составлена из произведений чешской национальной школы, хотя наряду с увертюрой «Карнавал» Дворжака в первый день прозвучала и 4-я симфония австрийца Брукнера. Второй день был посвящён музыке Бедржиха Сметаны – оркестр играл симфоническую поэму «Моя Родина», столь же популярную в мире, сколь и редко звучащую на российской сцене (достаточно сказать, что тема из второй части – «Влтавы» – легла в основу гимна Государства Израиль). Оркестр оставил довольно приятное впечатление – во многом благодаря харизме и темпераменту своего дирижёра. Поскольку Пинхас Штейнберг помимо композиции и дирижирования учился ещё и игре на скрипке у самого Яши Хейфеца, неудивительно, что струнная группа, по-видимому, всегда была объектом его особого внимания. Струнные звучали на редкость насыщенно, густо, иногда даже в ущерб остальным секциям, что, однако, не мешало им в нужных местах быть прозрачными и нежными. С чешскими музыкантами в каждый из дней выступали два стипендиата фонда Спивакова – флейтист Артём Науменко и 11-летняя очаровательная скрипачка Инга Родина.

Согласно традициям фестиваля, один из оркестров должен представлять российские регионы. На этот раз это был объединённый оркестр Саратова под руководством Юрия Кочнева. В состав оркестра вошли музыканты Саратовского оперного театра, Саратовской филармонии, а также преподаватели и наиболее талантливые студенты Саратовской консерватории – всего 107 человек. Такой большой состав предопределил и выбор репертуара – по мнению Кочнева, это должны быть крупные, эпические полотна русских композиторов, редко исполняемые обычными составами. Так, например, в «Скифской сюите» Прокофьева задействовано восемь валторн против обычных четырёх. «Манфред» Чайковского, прозвучавший в первом отделении, и сюита из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» также требуют большой оркестровой массы. Всё это исполнялось старательно и временами даже как-то отчаянно. Но впечатление осталось неоднозначным. Наряду с удачными местами – особенно на форте, звучавшем очень мощно и убедительно, особенно за счёт меди и ударных, было много моментов довольно «провинциального» звучания – это касалось в первую очередь пиано и тонких деликатных штрихов, в которых оркестр звучал плоско, а иногда и нестройно. Думается, дело здесь не в квалификации музыкантов – она весьма и весьма высока, а в качестве инструментов, которыми укомплектованы оркестры в российской глубинке. Ведь каким бы ни был исполнитель, дребезжащий звук фагота или плоский звук виолончели не скроешь, будь ты хоть трижды Паганини. Именно поэтому выдающиеся мастера на Западе, да и у нас, играют на именных инструментах, стоящих сотни тысяч долларов, а таких денег в провинции нет, а если и есть, то идут они совсем на другие цели. Из спиваковских стипендиатов с оркестром Юрия Кочнева сыграл гобоист Артемий Чолокян.

Кульминацией фестиваля стало выступление польского оркестра Sinfonia Varsovia под управлением легендарного Кшиштофа Пендерецкого. Известный в первую очередь как один из крупнейших композиторов второй половины XX века, Пендерецкий и на пресс-конференции, и за дирижёрским пультом был вальяжен и как-то отстранённо-доброжелателен. Видно было, что этот человек живёт в своём мире, лишь иногда спускаясь на грешную землю, чтобы приобщить людей, хотя бы отчасти, к ценностям этого мира. А это требует немалых усилий – музыка, которую привёз Пендерецкий, сложна и не всегда благозвучна. Оркестр исполнил его 5-ю симфонию, столь им любимую, и написанную, как и большинство сочинений пана Кшиштофа, на заказ. Поскольку заказчиком симфонии выступило Международное культурное общество Кореи – по случаю освобождения страны от гнёта Японии, – в качестве темы была взята корейская патриотическая песня, в своё время запрещённая. В этой симфонии, написанной в 1992 году, Пендерецкий демонстрирует огромный арсенал композиторских средств, которым владеет. А оркестр, ведомый им, практически безупречно передавал композиторский замысел в зал. Это в полной мере относится и ко второму произведению, исполнявшемуся в тот день, – 6-й симфонии Шостаковича. Оба композитора были знакомы лично, не раз общались, и сам Пендерецкий подчёркивал, что Шостакович оказал на него огромное влияние. Когда слушаешь варшавский оркестр, станосится понятно, что Пендерецкий-дирижёр немногим уступает Пендерецкому-композитору. Удивительная точность нюансировки, когда все оркестровые группы одновременно меняли динамику, не нарушая баланса групп, как будто приёмник делаешь тише или громче, стройность интонации, – всё это производило на зал гипнотическое воздействие.

В День независимости России, также по традиции совпадающий с закрытием фестиваля, с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова выступили стипендиат его фонда, пианист Александр Романовский и второй стипендиат – юный виолончелист Искандеор Ханнанов. Весь фестивальный день был посвящён музыке Рахманинова – звучали его 3-й концерт, Симфонические танцы и переложение «Вокализа» для виолончели с оркестром. По мнению Спивакова, музыка Рахманинова как нельзя лучше соответствует празднику Дня России своей духовной наполненностью и сакральным смыслом. И как сказал на церемонии закрытия член оргкомитета, советник президента Юрий Лаптев, теперь мы весь год будем ждать, когда снова зажгутся великолепные люстры Колонного зала, чтобы принять следующий, 7-й, фестиваль.

Юрий АЛЯБОВ, Стела АРГАТУ

Вместо послесловия

Лолита Сильвиан, директор Ассоциации симфонических и камерных оркестров России, ответила на вопросы «ЛГ».
– Фестиваль завершился – что получилось и что не получилось?

– Да практически всё получилось. Немного большего ожидали от объединённого Саратовского оркестра, но оказалось, что объединённость показывает состояние губернских оркестров – иногда за счёт качества.

– Наверное, не последнюю роль сыграло и качество инструментов – музыканты-то вполне приличные?

– Это, безусловно, так. Мы уже говорили с директором Музея Глинки и 17 июня, буквально по горячим следам, собираемся и будем что-то решать. Он человек музыкальный, играл в Саратовском оркестре и хорошо понимает проблему. Инструменты – это не картины, на них нужно играть, как на автомобиле нужно ездить. Ездить по хорошим дорогам, с хорошим техосмотром, но ездить. Мы уже трижды выходили с предложением, чтобы на время фестиваля и репетиций хотя бы несколько струнных инструментов нам давали. Но пока не получается. Хотя я считаю, что, если закон мешает процессу, его надо менять. Самой же большой удачей фестиваля я считаю участие в нём спиваковских стипендиатов – это очень важно для ребят, для публики и для самих дирижёров.

– И что теперь впереди – осталась неохваченной только Америка?

– Ну что ж, охватим. Мы над этим работаем, но я ничего не буду говорить до тех пор, пока у нас не будет подписанных договоров, к сожалению, не всё зависит от нас. Хотя должна вам сказать, что сейчас уже статус фестиваля таков, что у нас предложений больше, чем мы можем принять. И очень надеюсь, что фигурантов следующего фестиваля мы объявим раньше, чем обычно.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS