Страны постсоветского пространства в поисках самих себя
Насколько название «Центральная Азия» соответствует истинному положению этого региона?
Регион в разные эпохи назывался по-разному: Тураном, Туркестаном, Средней Азией и, наконец, Центральной Азией. И каждое из них имело историко-культурное обоснование. Туран и Иран были двумя полюсами единого древнего ираноязычного мира. Туркестан, «страна тюрок», был ядром огромного тюркского мира. После его раздела меньшая, восточная, часть Кашгар отошла к Китаю, а большая, западная, – к Советскому Союзу и стала называться Средней Азией. То есть срединной землёй между севером – Казахстаном и югом – мусульманским миром. Казахстан отрывался от исторически единого региона и становился буфером между Россией и Средней Азией.
С развалом Советского Союза во всём мире прижилось понятие «Центральная Азия» – причём одни включают в него Казахстан, а другие нет.
Это с точки зрения Запада, для которого вся Россия находится в Азии, а мы пребываем в дальних её глубинах.
Но стоит посмотреть на глобус и становится ясно, что этот термин неверно отражает истинное положение нашего региона, так как ему больше подходит название «Центральная Евразия» – ведь мы находимся в самом центре великого континента, а в Азии его место совсем иное.
Сейчас существуют устойчивые понятия: «Восточная Азия», «Южная Азия», «Юго-Восточная Азия», «Юго-Западная Азия». Сибирь – это Северная Азия. В этом ряду не хватает Западной Азии, имеющей к нам прямое отношение.
В последнее время с подачи Збигнева Бжезинского Южный Кавказ, Прикаспий и Центральную Азию (Евразию) всё чаще стали рассматривать как один большой регион. Но у него нет общего названия.
Именно здесь напрашивается название «Западная Азия». Чтобы убедиться в этом, надо ещё раз внимательно посмотреть на глобус. Однако южные кавказцы относят себя к Европе, и потому они вряд ли примут это название. Поэтому можно ввести его в общий оборот применительно к нашему региону, включающему Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. И это будет геополитический термин, отражающий истинное положение вещей.
Об этом свидетельствует соответствие всех трёх составляющих.
О географическом я уже сказал.
Культурно этот регион всегда был двухполюсным, здесь переплетались кочевничество и оседлость, арии и туры, тюрки и персы, в последние века все насельники говорили на чагатайском и персидском языках. Этот регион всегда составлял единую и уникальную цивилизацию.
Политически – это осколок бывшего Советского Союза со своеобразной политической культурой, входящий в зыбкую, но тем не менее существующую организацию СНГ. Кроме того, она входит в состав западной организации ОБСЕ, что отличает её и Турцию от других стран Азии.
Таким образом, Западная Азия намного более соответствует названию нашего региона, чем Центральная Азия.
Теперь о месте и роли Западной Азии в мировой истории.
Мы, обитатели этого региона, слишком долго смотрели на мир и даже на самих себя глазами других и как бы чувствовали свою ущербность.
Но это абсолютно неоправданно. В ХII веке до нашей эры, когда здесь находилась в расцвете знаменитая арийская цивилизация и проповедовал первый пророк монотеизма Заратустра, греческая цивилизация только зарождалась, не говоря о Европе. Западная Азия с древнейших времён и до наших дней была и остаётся особой великой цивилизацией, возникшей на перекрёстке разнообразных цивилизаций, культур и религий – фактическим центром суперконтинента Евразии. То есть Центром мира.
Здесь смыкаются три мировые религии – христианство, ислам и буддизм.
И в нашу бурную эпоху, когда стали просыпаться такие древние соседние цивилизации, как Китай, Индия и Иран, наступает черёд Западной Азии. Для этого ей надо осознать свою культурную и политическую уникальность и идентичность и – возродиться.
Конечно, такая возможность не всем великим мира сего нравится. Потому что сейчас, когда практически завершён новый передел мира между великими державами, «бесхозной» остаётся только Западная Азия. Именно поэтому вокруг неё ведутся различные геополитические игры.
Но если Западная Азия хочет сохранить свою самобытность, независимость и стать крупной самостоятельной фигурой на «великой шахматной доске», влияющей на судьбы всего мира, она прежде всего должна объединиться. Единая и сильная Западная Азия может стать скрепой и объединителем распадающегося современного мира.
, АЛМА-АТА