Это у Галича. Либерального либеральнее некуда.
Что сейчас.
Им, ненавидящим нас, можно. Всех, обще и поимённо.
Нам — нет. Мы, в их коллективном мнении, — стукачи. Дети сталинских и послесталинских палачей.
Скажи что-то про них — донос.
На нас — говори, что хочешь.
Виктор Астафьев, рассказ «Ловля пескарей в Грузии». Как грузины на него наехали, помните? И Натан Эйдельман пристроился тут же. Мол, грузин могут критиковать только грузины. С намёком, что евреев могут критиковать только евреи. И анекдоты про евреев только евреи могут рассказывать.
А на Катаева как наехали из-за повести «Уже написан Вертер», опубликованной в «Новом мире» в 1980-м году? Как! В одесской ЧК у Катаева сплошь евреи! А что поделать, если там, в одесской ЧК, были все до одного эти самые. Евреи в смысле.
То есть донос — это когда на них.
Когда на нас — это справедливо и правильно. Это разоблачение. Мы ж — агрессоры.
Посмотрел в своих записях, из ФБ скопированных (от 19.03.2015), высокоумную дискуссию, инициированную обиженным писателем Николаем Кононовым по поводу отзывов на его роман, выставленный на премию «Национальный бестселлер» и её, премию, не получивший. Вот пост Николая Кононова:
«О моем романе Ольга Погодина-Кузмина сочинила хорошенький донос. Ну почитайте...».
Текст рецензии Погодиной-Кузминой есть на сайте премии «Национальный бестселлер», действительно почитайте, он стоит минуты чтения. Заодно почитайте рецензию на сочинение Кононова Аглаи Топоровой, тоже очень советую.
Теперь комментарии на странице ФБ Кононова (даю как исторический документ, хотя можете рассматривать как донос, я не против):
Дмитрий Кузьмин Премия, учрежденная Топоровым, и должна давать такой эффект. Их надо слать на три буквы при первой попытке вовлечь в какое-либо взаимодействие, не дожидаясь таких эксцессов.
Глеб Морев это животные, они читать не умеют.
Валерий Шубинский Какая фамилия, однако: Погодина-Кузмина. Кузмина, без «ь»! Шолохов-Синявский нервно курит.
Ильдар Галеев Коля а я тебе что говорил? хотя ты был конечно прав, такие «дуры шестиэтажные» пройдясь по «Параду» трактором Фордзон в эпоху коллайдера только новых красок добавляют. ведь то что они, говоря словами этой тетеньки, «не дотумкали», - убеждает лишний раз как все верно ты делаешь. нацбестам теперь несладко, если они возьмут эту шнягу как аргумент против тебя. другая гипотеза - она в тебя влюбилась, эта истеричка. она хочет тебя, отвечаю. и не может это сказать иначе как только ударить тебя по роману, т.е. по твоим же «яйцам только сбоку» (цитата). во как скосоёбило-то...
Илдар Абузяров Николай, спешу вас успокоить тем что меня Ольга разгромила так, что вообще камня от камня не осталось от моей книги. Если конечно это хоть немного может хоть кого-то успокоить.
Николай Кононов Ильдар, спасибо за солидарность, конечно, - да я спокоен! Просто слой социальный удивительный, говорящий всякие слова несуразные, - дикие они, не те книжки читали. Да ещи и подлость, конечно. Но сейчас это все смешно, конечно...
Николай Кононов Илдар Абузяров увы, тут такой случай, что по другому не получится, так как примешаны ложь и гнусность, а во всем прочем - вы правы. я и не сужу.
Я тогда на всё на это такой комментарий дал:
Вот интересно — если человек написал о твоей книге плохо, значит уже и подлость, и ложь, и гнусность. Я не читал книгу Кононова, но цитаты, приведенные Ольгой Погодиной-Кузминой, впечатляют.
Для этих людей, участников дискуссии я имею в виду, всё, что вне «НЛО*», — кустарщина, моветон, дурновкусие (Глеб Морев: «Это животные, они читать не умеют»). Они хранители святого огня, «Дю хольдер Кюнст», — как говорил Гёте. Для них три автора определили русскую культуру безоговорочно: Хармс, Вагинов, кто-то ещё, не помню. А из вчерашних — Пригов. А из сегодняшних — они сами.
*НЛО — «Новое литературное обозрение», изд-во, организованное сестрой миллиардера М. Прохорова И. Прохоровой, где все эти Моревы и печатаются.
P. S. Написано в 2015 г. и отредактировано автором в 2024-м.