В Феодосии открылся музей сестёр Цветаевых
Ослепительными сверкающими днями выдающаяся русская поэтесса Марина Цветаева назвала время, проведённое в Феодосии. А её сестра, писательница Анастасия Цветаева, вспоминала о первых днях приезда в старинный крымский город: «…мы поняли – Марина и я, – что Феодосия – волшебный город, и мы полюбили его навсегда».
Поклонники сестёр Цветаевых в разных уголках нашей планеты знали, что в любимом ими городе создаётся музей в доме номер 30 на улице Вити Коробкова. Сюда присылали фотографии, документы, предметы быта того времени из России, Чехии, Франции и с нетерпением ждали, когда распахнутся двери для посетителей.
И вот – свершилось…
Что такое открыть в наши дни музей, объяснять не надо. На ремонт помещения собирали, что называется, с миру по нитке. Свой вклад внесли Внешторгбанк России, Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами и даже частные лица. Например, офицер Военно-морского флота в запасе журналист Анатолий Воронов выделил из скромного семейного бюджета десять тысяч гривен.
Экспозиция, с которой знакомятся первые посетители, называется «Феодосия глазами Марины и Анастасии Цветаевых». Феодосия стала для них городом праздника, городом счастья. Сёстры окунались в очарование прошлого, которое, как отмечала в своих воспоминаниях Анастасия Ивановна, жило на кривых улочках. Горожане приняли их и полюбили. В одной из статей в феодосийской газете 15 декабря 1913 года отмечалось: «Снова выступали очаровательные сёстры Цветаевы: ещё раз облили нас солнечной лаской… согрели одинокие одичавшие души».
Марина в мае 1914 года отметила в записных книжках: «Когда мы с Асей идём по Итальянской, за спиной сплошь да рядом такие фразы: «Цветаевы!» – «Поэтессы идут!»
Анастасия Цветаева с мужем и сыном в этом доме снимала осенью 1913 года две угловые комнаты, окна которых выходили на бывшие Военную и Бульварную – сейчас угол улиц Вити Коробкова и Десантников. Марина с мужем Сергеем Эфроном и с маленькой дочерью Алей жила по соседству, на улице Анненской, нынешней Шмидта, дом 14. Приехали они в Феодосию в середине октября 1913 года и пробыли до начала июня 1914 года.
Открывает экспозицию панно – исторический пейзаж Феодосии. Рядом – фотографии дореволюционного города. Смотришь на них и слышишь голоса сестёр. Они часто звучали в гостеприимных домах внуков Айвазовского – Николая Лампси и Михаила Латри, художника Константина Богаевского, на литературных вечерах. Часто у Марины и Аси бывали художники Людвиг Квятковский и Николай Хрустачёв, мировой судья Пётр Лампси. А из Коктебеля приходил Максимилиан Волошин. С ним сёстры часами бродили по Феодосии. Их шаги помнят Караимская слободка, Карантин с генуэзскими башнями.
Часть экспозиции посвящена жизни Марины Цветаевой в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, с которым она подружилась в Москве после выхода в свет первого сборника стихов «Вечерний альбом». В Коктебеле поэтесса встретилась с будущим мужем Сергеем Эфроном. Здесь Марина сказала Максу: я выйду замуж за того, кто первый отгадает мой любимый камень. И на следующий день, 7 мая 1911 года, Сергей дарит ей найденный на пляже сердолик. В 1912 году они обвенчались в Москве.
Новый, 1913 год встретили в доме Макса, а потом уехали в Феодосию. Здесь за восемь месяцев написано несколько циклов стихов, многие из которых можно теперь прочитать на музейных стендах.
Уютный крымский город вдохновил Марину Цветаеву на одно из лучших лирических стихотворений «Над Феодосией угас…», посвящения мужу «Генералам двенадцатого года», «Вы родились певцом и пажем…», дочери: «Аля! – маленькая тень…», «Быть нежной, бешеной и шумной…» и другие.
Проходя по памятным местам, связанным с сёстрами Цветаевыми, «читаешь» их феодосийскую биографию. Феодосийский музей возвращает нас в счастливую молодость сестёр.
, КРЫМ