Когда касаешься такой острой темы, невольно задумаешься: а не используют ли твой материал в информационной войне против твоей же страны, не вывернут ли наизнанку обнародованные факты? Именно поэтому сразу оговорюсь – проблем у беженцев масса, бюрократы лютуют, но это никак не отменяет главного: Россия честно помогает своим, волонтёры проявляют самоотверженность, а говорить о проблемах необходимо, чтобы они как можно скорее решались. И эта история – показательна во всех отношениях.
С мариупольцем Владимиром Кижватовым и его семьёй я познакомился, когда они приехали поездом в Пензу 25 марта с организованной группой. Их разместили в одном из пунктов временного размещения, в санатории имени Володарского. В материале «Выжившие» («ЛГ» от 06.04.2022 № 14) опубликован подробный рассказ о тех ужасах, с которыми столкнулись Кижватовы и их земляки: как украинские националисты расстреливали мирное население, о циничных обстрелах жилых домов вэсэушниками…
И вот спустя пару месяцев я решил узнать, как складывается их новая жизнь в Пензе. Какие у них планы, мечты, с какими сложностями приходится сталкиваться. Ну и, конечно, нужно было поздравить с рождением третьего ребёнка – дочки, которую нарекли Евой.
– Владимир, расскажите, как вы живёте?
– Слава Богу, хорошо! Живы, здоровы! Мирная жизнь!
– Но ведь наверняка есть и какие-то трудности, проблемы?
– Конечно, самое тяжёлое и беспокойное время уже позади. Здесь не взрываются снаряды и не трещат автоматы. Но, к сожалению, бытовые проблемы есть. Одна из самых острых – оформление документов. Мы в России уже больше двух месяцев, но так и не получили статуса беженцев, а значит, не можем получить и другие необходимые документы.
Вот, например, 14 мая у нас родилась дочка. Но ни у жены, ни у меня, а также у наших детей нет такого статуса, и мы не можем получить единовременные выплаты по десять тысяч рублей, пособие по рождению дочери, другие социальные выплаты. Мы обращались в Управление миграционной службы по Пензенской области, но нас там «приятно» удивили, сообщив, что нас нет даже в электронной базе на получение необходимых документов. Мне известно, что многие приехавшие позже нас или с нами в один день, но размещённые в других пунктах, уже получили статус беженцев и единовременные выплаты. А почему так происходит с нами, мне никто не объясняет.
– На какие же средства вы живёте? На работу ведь тоже без документов не устроиться?.. Я понимаю, что в санатории вас кормят, но ведь и какие-то продукты надо подкупить, и вещи, и лекарства…
– Приходится работать нелегально. Я не могу себе позволить, чтобы семья ждала, что кто-нибудь нам поможет гуманитаркой... Работаю по 10–12 часов в день, не считая времени на дорогу. Пришлось, к сожалению, столкнуться с тем, что труд беженцев из Донбасса и Украины оценивают в разы меньше, чем труд граждан, которые прибыли из бывших республик СССР. Обобщать не хочется, но такие примеры есть.
Один работодатель нам сказал: если вам нужны деньги, то будете работать и за пятьсот и за триста рублей в день. Некоторые работодатели пользуются тем, что у нас нет ни документов, ни какого-либо статуса, да и жаловаться нам некуда. Знаю случай, когда наши ребята, отработав два дня по двенадцать часов, за один день получили по тысяче рублей, а за второй всего лишь по сто пятьдесят. Хотя при приёме на работу обещали платить по полторы тысячи в день. Когда они возмутились, им сказали, что всё им заплатили вчера. Не понимаю, почему некоторые пытаются на нас бессовестно наживаться? Разве не понятно, в каком мы положении? Нам и так нелегко, а тут такое… Нет денег, дома уничтожены укронацистами... Но ведь мы не занимаемся попрошайничеством, а просто хотим работать, чтоб накормить свои семьи. Мы – русские люди! Мы просто хотим жить!
– Приезжал ли кто-то из чиновников к вам в пункт временного размещения? Разговаривал ли с людьми? Они что-то обещали сделать?
– Да, была делегация депутатов. Выслушали нас, сказали, что во всём разберутся, будут думать над решением насущных вопросов и так далее. Не только нас, но и другие многодетные семьи беспокоит, что нам делать и где жить, когда наше пребывание здесь закончится. Будут ли выдавать социальное жильё? Многие согласны жить в сельской местности, многим, как и нам, возвращаться некуда. Но сначала, чтобы думать об официальном трудоустройстве и быть уверенным в завтрашнем дне, нам необходимы документы, а их, к сожалению, до сих пор нет.
– Как вам видится дальнейшая жизнь в России?
– Хочется остаться в Пензе. Хочется просто жить и работать, растить и учить детей. Быть счастливыми. Надеемся, что неразбериха с документами скоро закончится и чиновники, которые отвечают за эти вопросы, всё-таки обратят внимание на таких, как мы…
…Эту историю о «проблемах адаптации» сразу же после нашего разговора с Владимиром опубликовали на сайте «Литературной газеты» и уже на следующий день ею заинтересовались в местном Следственном комитете. Владимира Кижватова с женой Валентиной пригласили сотрудники СК, выслушали и заверили, что проблемы их будут оперативно решены. Уже назначен день, когда им нужно прийти в соответствующие органы для оформления статуса. Пообещали и с официальным трудоустройством помочь.
Признаться, для меня такая оперативность стала неожиданностью. И я хочу поблагодарить всех, кто помогает героям моего материала – и сотрудникам Следственного комитета, и просто неравнодушным людям. И конечно, надеюсь, что помогут не только Кижватовым, но и всем, кто приехал к нам в Россию, спасаясь от войны. Хороших, душевных людей у нас, несомненно, гораздо больше, чем тех, кто не имеет сердца.
Обязательно буду следить за тем, как складывается судьба многодетной семьи из Мариуполя с родившейся в России девочкой Евой.
Антон Хрулёв,
член Союза журналистов России, Пенза
Желающие помочь семье Кижватовых могут отправить деньги на карту Сбербанка: 2202 2023 1411 0903
В тему
Цифры и факты, которые предоставил региональный Минтруд
«По состоянию на 29 апреля 2022 года на территорию области из Украины, ДНР и ЛНР прибыло 2514 граждан (самостоятельно 253 и организованно 2261), в том числе 727 детей. По распоряжению губернатора на территории области развёрнуто восемь пунктов временного размещения. В настоящее время в них находится 1768 человек, в том числе 550 детей, остальные проживают у родственников или выехали за пределы региона.
ПВР (пункты временного размещения) имеют необходимый набор помещений и оборудования для обеспечения временного размещения и социально-бытового обустройства граждан. Также во всех ПВР созданы безопасные условия жизнедеятельности, все они перед размещением граждан были обследованы соответствующими органами. За каждым ПВР закреплена медицинская организация для оказания медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий как взрослым, так и детям, а также службой скорой медицинской помощи обеспечено первоочередное обслуживание вызовов, если они поступают из ПВР. Все граждане, проживающие в ПВР, осмотрены, необходимая медицинская помощь оказана. Обеспечены все условия для получения доступного образования.
В ПВР находятся всего 168 детей дошкольного возраста, 145 дошкольников устроены в детские сады, с остальными детьми ведётся работа по их устройству в дошкольные организации и организована занятость на территории ПВР.
В области находятся 379 несовершеннолетних в возрасте от 6 до 18 лет, 339 человек зачислены в общеобразовательные муниципальные организации, обеспечены учебниками, бесплатным питанием. Также 8 человек проходят обучение в колледжах, в вузах проходят обучение 4 человека. С остальными детьми проводится работа по оказанию им помощи в получении образовательных услуг.
В Министерстве труда, занятости и демографии региона проводится организационная работа по трудоустройству прибывших граждан. На сегодняшний день численность граждан, обратившихся и получивших консультацию по трудоустройству, – 765 человек; обратились по поводу трудоустройства – 227 человек; при содействии службы занятости официально трудоустроен 21 гражданин, 5 человек проходят стажировку с последующим трудоустройством.
Работа продолжается, создан специальный банк вакансий, где 70 предприятий и организаций различных форм собственности готовы предложить 630 рабочих мест для прибывших граждан.
На сегодняшний день из проживающих в ПВР подали документы на присвоение статуса временного убежища 1054 человека. К некоторым были замечания по документам, некоторые отказались получать данный статус. В итоге получили документы о статусе 455 человек.