Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Мы рады Вам»

01 января 2007

ГРИМАСЫ ЖИЗНИ

Заметки наивного командированного

В Саратове самый дорогой туалет в мире! В Нью-Йорке, Амстердаме, Берлине – бесплатно, а в Саратове на вокзале – одиннадцать рублей за вход. Уели всех. Как и по количеству дощатых кособоких заборов. Их периметр близок к длине экватора. Они живописны своей неповторимостью, цветовой гаммой. На них можно упражняться школярам в написании слов, подслушанных в подворотнях. Юным пиарщикам удобно клеить листовки, а собачкам метить свою территорию. Они как бы ничьи, как и весь этот некогда могучий губернский город, стоящий сегодня в бесконечных автомобильных пробках, превышающих по отдельным показателям опять же московские.

Среди множества достопримечательностей последних лет необходимо отметить железнодорожный вокзал с огромным табло в центре зала и надписью «Мы рады Вам». Под табло металлические дырчатые кресла, на них удобно отмораживать заднее место. Я долго ходил по огромной территории вокзала, отыскивая что-нибудь менее пыточное, но увы. Зал повышенной комфортности работает только днём. А я умудрился приехать среди ночи, потому как удобного поезда из Волгограда зимой и осенью нет. Пару раз присаживался на металл и тут же вставал, пронзаемый болью в пояснице, такой знакомой любому радикулитчику. И только к пяти утра меня осенило: «В портфеле журнал «Русская жизнь»!» Шестьдесят страниц убористого текста я пристроил под седалище и после этого слегка задремал. Мне приснился министр путей сообщения – как он сидит, корчась, на металлической скамье с мелкими-мелкими дырочками. Ничего страшнее не видел.

Пешеходная улица Кирова в Саратове сродни московскому Арбату, но длиннее и с большей претензией на индивидуальность. Здесь я решил поселиться в гостинице. Но в «Волге» были только люксы по 5500 рублей, что мне, платившему всего месяц назад по семьдесят долларов за номер в Лас-Вегасе, показалось дороговато. А гостиницу «Европа» закрыли. Ещё в одной с каким-то иностранным названием не было мест. В «Олимпии», что на улице Чернышевского, предложили двухместный номер выкупить целиком за четыре тысячи рублей. Когда я стал возмущаться, что так нехорошо поступать, администратор пригрозила милицией.

И бежал я с позором из тёплого вестибюля под зычное: «Ходют тут всякие!» На улице темно и холодно, а у меня ни адресов, ни явок. Спешащий в тепло саратовский люд не настроен для разговоров, объяснений. И только фонарные столбы мне за товарищей. На одном из них объявление: «Сдаю квартиру…»

Звоню. Мужчина первым делом спрашивает: не дорого ли семьсот рублей для одного человека? Успокаиваю, прошу адрес. Мужчина так любезен, что готов встретить на автобусной остановке. Это меня настораживает, всплывают истории про расчленённые трупы наивных командированных… Но деваться некуда.

В автобусе номер шесть, что идёт через центр города в Ленинский район, после часового тырканья-дёрганья, спрашиваю сидящего рядом, когда же доедем. «Ещё долго. А что сделаешь?.. Это давно у нас так». И такой безнадёгой дохнуло от его слов, что я замолчал, стал так же, как он, терпеливо ждать свою остановку с прозаическим названием Третья Дачная.

Вечером я собирался посетить знаменитый Саратовский театр драмы. Но после полутора часов в переполненном автобусе мне уже не хотелось ни театра, ни кафе, ни женщин. Зато порадовала снятая квартира. Она оказалась на удивление чистой, с посудой, телевизором и ковром на полу, а хозяин – не жлобом и не бомбилой.

Утром, чтобы успеть к девяти на встречу, я прибрёл на остановку пораньше. Большая площадь была запружена народом, словно его собрали на митинг. Прорезая сигналами толпу, двигались автобусы и троллейбусы. Я кинулся к трамвайной остановке. Здесь мальчишка с ранцем мне радостно сообщил: «Транвай сёдня чё-то не ходит». Маршрутных такси я рядом не обнаружил. Кое-как втиснулся в автобус, а через часа полтора вышел из него, не выдержав давки. Пошёл пешком вслед за уныло спешащим народом. На встречу опоздал, потратив на дорогу два часа пятнадцать минут.

Пожилая женщина, оформлявшая мне командировочные документы, стала расспрашивать про Волгоград. А после паузы неожиданно выдала: «Ой, уехала бы из Саратова хоть завтра, будь там подходящая работа». А я подумал: это как же надо достать человека, прожившего здесь два десятка лет, чтобы он мечтал не о Париже или Москве, а просто о другом городе, где нет разбитых вдрызг тротуаров и проблем с транспортом… Где даже чашка кофе стоит девяносто рублей (место могу подсказать).

Но зато как хорошо возвращаться в родной город после Саратова. Пробки в нём по утрам и вечерам вполне безобидны (ну, постоишь где-то с полчаса). И кофейню я знаю, где экспрессо варят вполне прилично за сорок пять рублей.

Александр ЦУКАНОВ, ВОЛГОГРАД–САРАТОВ–ВОЛГОГРАД

НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

Конечно, очень жаль, что некогда славный губернский город Саратов произвёл на писателя-волгоградца Александра Цуканова такое невесёлое впечатление. Но не произошло ли бы то же самое с каким-нибудь саратовцем, случись ему по командировочным делам приехать ночью в Волгоград, когда в гостиницах нет доступных по цене мест, а общественный транспорт переполнен или стоит в пробке? И не пора ли властям всех наших губернских столиц проникнуться чувством «местного патриотизма» и озаботиться тем, как выглядит родной город и как он встречает своих вольных или невольных гостей, не говоря уж о том, удобно ли живётся в нём его исконным жителям.

Отдел «ОБЩЕСТВО»

Обсудить в группе Telegram

Александр Цуканов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS