О бестелесных идеалах, пожарах и богадельнях
«…А если муки совести станут непереносимыми, вы сможете через несколько лет квартиру с одинокой старушкой или стариком продать, и это будет выгодно. Возрастёт стоимость жилья, да и пенсионер станет старше…»
Так риелторы в Интернете уговаривают молодёжь и среднее поколение покупать квартиры в три раза дешевле их реальной стоимости, но «с отсрочкой заселения». Квартира станет вашей не за сто пятьдесят, а за пятьдесят тысяч долларов, но в ней будет доживать свой век одинокая бабка или дед. А вы будете обеспечивать их старость и – ждать их смерти. Режет слух? Извините. Есть ещё и такой аргумент, чтобы совесть не мучила: «Подумайте о том, что одинокий пожилой человек тоже воспользовался тем, что вы не можете купить квартиру по реальной цене...»
Конечно-конечно. Воспользовался. И вообще он сам виноват, что за всю жизнь не нарожал детей, не сумел их должным образом воспитать, чтобы не бросили одного, не обзавёлся друзьями, которые помогут и скрасят одиночество, не заработал денег и не положил их в банк, чтобы жить с процентов. Он сам во всём виноват и пусть теперь не ропщет, что кто-то из-за нехватки десятков тысяч долларов вынужден с нетерпением ждать его смерти...
Некоторые граждане не смогли к старости даже квартиры отдельной получить! Живут вот теперь в доме престарелых… Так они ещё более виноваты, равно как и воспитавшие своих детей настолько жестокими, что те готовы сдать немощного родителя под чужую опеку. А государство у нас, сами знаете, небогатое. Деньги принято вкладывать в будущее страны: перспективные предприятия, трёхлетних деток, олимпийские достижения. Не старикам же в самом деле их отдавать! Добавили по триста рублей к пенсии, и будет с них. Три тысячи в месяц им, видите ли, мало! Экономнее надо быть…
Вот недавно сэкономили на электропроводке, и сгорел очередной дом престарелых 1952 года постройки. Так теперь 14 миллионов рублей из областного бюджета придётся выложить да ещё 500 миллионов из средств Министерства здравоохранения.
Одно разорение с этими стариками! Да ещё и нервотрёпка.
Старики ведь любят брюзжать, воспитывать, копить старые прогоревшие кастрюли и прочий хлам, капризничать, как дети малые. «Я вынуждена жить с бабушкой в её двухкомнатной квартире, – пишет в редакцию двадцатитрёхлетняя студентка из Владимира. – Так решили родители, когда бабушке стало очень тяжело ходить. Да и я раньше была не против, потому что любила её, пока мы жили отдельно. Теперь же не знаю, куда деваться – она всё время ворчит, недовольна, скандалит на пустом месте... Я тоже все время раздражаюсь и с родителями из-за неё переругалась… Не могу уже терпеть и не знаю, что делать, ведь она мне родная бабка!»
Такие муки совести. И никаких перспектив. Хотя нет, перспектива-то есть, только не у них, у нас. Пройдёт ещё несколько лет… Или десятков лет… Мы тоже станем стариками, и если сейчас оставим всё как есть, то будем такими же одинокими и беззащитными. Не стоит расшаркиваться перед самими собой: «Ну мы же так не думаем, стариков любим, и уважаем, и почитаем… Только время сейчас такое, на себя-то сил, времени и денег нет. А как только выдаётся свободная минутка, мы сразу начинаем старикам помогать».
Вот в Волгограде, например, выдалась свободная минутка. И там открыли специальные кафе, в которых одинокие малообеспеченные пенсионеры и инвалиды могут бесплатно пообедать. Ежедневно. Кроме выходных. Эдакая получается мерцающая любовь: в понедельник – заботимся, кормим, а в воскресенье – уже нет. Надо же когда-то и отдохнуть! Опять же в Волгограде открыли, а в деревне Коромыслово – нет. А чем, собственно, так уж отличается одинокая старость там от одинокой старости здесь?
Весной этого года в городе Зеленодольске в однокомнатной квартире во время пожара погиб пожилой человек. У него была сломана нога, и он без посторонней помощи передвигался с трудом… Случайность? Но уж какая-то очень закономерная случайность, особенно на фоне того, что в нашей стране нет и не предвидится в ближайшее время сколько-нибудь адекватной социальной политики в отношении пенсионеров, способной реально повысить уровень жизни стариков.
Видимо, по такому же свойственному российской жизни случайному совпадению именно в городе Зеленодольске Республики Татарстан началась реализация социального проекта под названием «Семейные формы жизнеустройства пожилых людей». «Мы не являемся гарантами наследования жилой площади. Мы просто можем предоставить вам старика, за которым нужно ухаживать. А для этого нужен порыв души» – так сухо и строго определяют координаторы проекта свою цель. Но, пожалуй, для современной России такая помощь одиноким старикам сегодня – единственный шанс восстановить справедливость во взаимоотношениях поколений.
Главная идея проекта в том, что семья, как правило, с маленькими детьми берёт в свой дом (или сами переезжают, в зависимости от того, кому позволяет жилплощадь) одинокого пенсионера, дедушку или бабушку, а то и обоих вместе. Что получает семья? Близких людей, готовых возиться с ребятишками, как с родными внучатами, помогать, сколько хватит сил, в хозяйстве, и главное, что всегда ценили поколения, идущие на смену, – мудрость и опыт жизни стариков. Что получают старики? Близких людей, семью, внимание, теплоту общения, детский смех, заботы, неизбежные конфликты и постоянное ощущение своей необходимости в этом мире.
Идея ещё детально не разработана, и, к сожалению, об этом эксперименте не так часто слышишь в телерепортажах, как о пожарах или убийствах одиноких стариков. Координаторы проекта только обсуждают все проблемы, которые могут возникнуть при реализации проекта, думают об особенностях его применения в городе и в деревне, создают базу данных об одиноких пожилых людях и семьях, готовых принять их к себе.
Юридической базы ещё нет, но не это главное. Не на договорах, закреплённых нотариусом, и не на деньгах можно и нужно создавать такую систему заботы о старшем поколении. Только на информации, вовремя и достоверно полученной, и на теплоте человеческих отношений. Не прижился старик в семье – ни один договор не удержит их вместе. А если малыши нашли любовь, опеку и поддержку пусть не родных, но всё же близких «по духу» дедушек и бабушек, то зачем тратить время на очередь к нотариусу, лучше сходить на прогулку с новообретённым внучком… Ни старикам, ни приёмной семье не приходится идти на компромисс, и не страдает чувство собственного достоинства пожилых людей и молодых мам, оставляющих своих деток на время рабочего дня в надёжных руках.
В этой схеме не работают ставшие в последнее время привычными «волчьи законы». Здесь выигрывает не тот, кто сильнее или богаче. А тот, кто способен дарить тепло человеческого общения.
Всё-таки семья объединяет три поколения: дедушки-бабушки, папа-мама и дети. И если нет одного звена – это большое горе. Не в патриархальном или современном смысле слова – в вечном. Можно заплатить 250 тысяч за младенца, можно добавить старикам триста рублей к пенсии, но это не очистит нашей совести перед стариками.
Мы все будем чувствовать себя, как те люди, решившие купить по дешёвке квартиру с пенсионером и ждать его смерти, отделываясь ежемесячными, согласно нотариально заверенному договору, подачками на еду и лекарства и вынужденной помощью – с перекошенным от досады лицом.
Думаю, что чувство собственного достоинства человека, несмотря на искажённые координаты расстановки нравственных сил в современной жизни, до сих пор измеряется не количеством мобильных телефонов, машин, кирпично-отделанных особняков. А количеством улыбок стариков и детей вокруг. И минутами счастья, которые они способны подарить близким. Как жаль, что этот образ для современного общества пока лишь бестелесный идеал.