, продюсер
Завершена работа над восьмисерийной лентой «На всех широтах», посвящённой ратной службе и личной жизни моряков-подводников. Продюсер фильма – Юлий Малакянц, режиссёр-постановщик картины – Виталий Лукин, оператор-постановщик – Борис Бондаренко, в ролях Александр Василевский, Анна Горшкова, Агриппина Стеклова, Владимир Вишневский и др.
Было время, когда люди в военной форме вызывали у всех трепет и уважение, а у КПП военных училищ толпились девушки, желающие познакомиться с бравыми курсантами. Вспоминая эти времена, Юлий Малакянц, Павел Иванов, Дмитрий Резаев и Яна Романенко создали историю любви выпускницы консерватории и лейтенанта военно-морского училища. Она – на гастролях, он – на подлодке, им уготованы различные испытания: разлука, соблазны, провокации, но взаимное уважение и преданность друг другу прочно связывают героев и держат на плаву в бурном житейском море. Эта история любви стала основой для восьмисерийного телефильма «На всех широтах».
– Уверен, в обществе существует очевидная потребность в фильмах о военных, – говорит продюсер и соавтор сценария Юлий Малакянц. – Почему мы делаем уже третий фильм на военную тему? Прежде всего, потому, что мы все перед армией немножко в долгу. Мы часто ругаем военных, но, для того чтобы что-то менялось, развивалось, нужны положительные примеры. Не скажу, что мы идеализируем, уходим от правды жизни, нет, мы стараемся показать, как должно быть, какими должны быть люди в армии, их взаимоотношения, их отношение к службе и долгу. Очень вовремя был объявлен тендер правительства Москвы на военно-патриотический фильм, так как поддержка производства таких картин на высшем уровне только подчёркивает важность и необходимость работы в данном направлении.
Несмотря на то что фильм о военных моряках, важную роль в нём играет лирическая линия.
Съёмки фильма заняли всего три месяца (при том, что подготовительный период длился четыре) и проходили в Севастополе, Ялте, Санкт-Петербурге и Полярном. Широта географии фильма объясняет его название, взятое из одноимённой песни композитора картины Кима Брейтбурга и поэта Евгения Муравьёва. По сценарию встреча главных героев происходит в Петербурге, после чего они расстаются на семь лет. За это время выпускница консерватории (актриса Анна Горшкова) становится известной певицей и приезжает с гастролями в Полярный, где служит её знакомый лейтенант, ставший уже капитаном третьего ранга (Александр Василевский), на дизельной подлодке типа «Варшавянка» – Б(«Буки»)-4. (Автору этого текста удалось найти сведения о том, что субмарина с таким названием существовала в реальной жизни и в составе лодок четвёртой эскадры Северного флота 69-й бригады совершала подводный поход на Кубу в конце 50-х годов XX века, незадолго до Карибского кризиса. Поход эскадры в целом был признан неудачным – три лодки были вынуждены всплыть, а вот «Б-4» под руководством комбрига В.А. Агафонова так и не была обнаружена. – Ред.)
Первый съёмочный день прошёл в Полярном – небольшом северном городке, где и поныне дислоцируются наши подводные лодки, 21 августа 2008 года. А уже через несколько дней землю в Полярном припорошил ранний первый снег, Баренцево море гнало промозглый ветер, сильно штормило – съёмки не раз приходилось переносить.
– Снимали эпизод – корабль заходит в порт, – рассказывает Малакянц. – А тут такой шторм, что пришвартоваться не можем. Находим место поспокойнее и понимаем, что катер с обедом добраться до нас не сможет – он остался в другом районе пограничной территории! Тогда большой военно-морской командир, который был с нами на корабле, говорит: «Не беда! Сами рыбы наловим, и будет нам обед – закачаешься». Моряки наловили рыбы и приготовили отличную уху. Так мы на простом примере убедились, что наши моряки найдут выход из любого положения.
Поскольку лодки типа «Варшавянка» небольшого размера в сравнении с современными исполинскими подводными ракетоносцами, внутри снять удалось лишь несколько кадров – не то что со сложным оборудованием, с обычной камерой едва протиснешься. Тогда в Ялте на киностудии были построены все необходимые декорации – интерьер трёх отсеков субмарины: командирского, жилого и торпедного. Каждый отсек – около 9,5 метра в длину, 5,5 м – в ширину и около 3 метров в высоту. Качество декораций высоко оценили даже строгие военные консультанты, которых подключили к участию ещё в момент написания сценария. Они подсказывали, какие команды могут звучать на подлодке, консультировали при подборе костюмов, по знакам отличия. Среди консультантов – вице-адмирал Олег Бурцев и вице-адмирал Фёдор Смуглин.
Создатели фильма считают, что в кино есть место для гипербол, как и в литературе. В одном из эпизодов наш моряк спасает американца, выпавшего из шлюпки за борт. Насколько это правдоподобно – никто в группе не знает, эпизод – выдумка сценаристов. Но с помощью этой гиперболы говорится о высшем человеческом долге, перед которым отступают предрассудки и страх.
– Американцы в нашем фильме не гротесковые, они живые, реальные, они даже говорят по-русски, – смеётся Юлий Малакянц. – Да я и сам играю эпизодическую роль американца. У нас не было цели показать прописных злодеев и героев, мы показываем обычных людей, но отстаивающих определённые жизненные идеалы и нормы. Задача картины – показать, что в армии, на флоте есть достойные, в высшей степени порядочные люди. Мы не хотим показывать «суровую реальность», где всё плохо, оборудование разваливается, командиры – мерзавцы. Об этом уже предостаточно написано и снято. Мы хотим показать наш флот с лучшей стороны. Кто-то, допускаю, скажет, что так не бывает в жизни. Ну и пусть! Пусть в кино будет чуть выше и достойнее, чем в жизни, тогда и реальность подтянется к киноидеалу.