«ЛГ» уже рассказывала о производстве 8-серийного фильма «Прорицатель Омар Хайям. Хроника легенды», которое наконец завершилось. Сериал вызвал интерес британского канала BBC, а наше ТВ пока в стороне. После нескольких полнометражных и документальных картин, шести лет работы над получившей зрительский резонанс 28-серийной сагой «Моя Пречистенка» и «Прорицателя» кинокомпания «Дебют» ищет новые темы. С заслуженной артисткой России, сценаристом и режиссёром, учредителем и художественным руководителем студии Людмилой Гладунко мы беседуем накануне её юбилея.
– Людмила Михайловна, вы воспитаны на советских картинах, работали как актриса с признанными мастерами режиссуры. Как вы оцениваете нынешний кинопроцесс?
– По-разному. Часто очень умелое кино озадачивает тем, что оставляет тебя равнодушным. Почему? Я мучительно ищу ответ на этот вопрос. «Мне не больно»! И не только мне. По встречам со зрителями я это точно знаю. Закон тут, на мой взгляд, один: если не больно авторам, следовательно, и зрителю. Сегодня кино не придумывается, не рождается «в муках», а механически изобретается. Возможно, от этого оно такое отстранённое, холодное, не личностное. Но, конечно же, есть и достойные исключения. И, как правило, это простые истории, внятно рассказанные.
Мы на студии «Дебют» с Борисом Токаревым много сценариев рассматриваем, общаемся с молодёжью. Ведь есть много интересных ребят, и темы они выбирают часто неординарные, но, как правило, все не идут в глубину, скользят по поверхности, не прописывают характеры. А вот если появляется что-то настоящее, то оно всегда безоговорочно убедительно.
– Считается, что сложнее всего сделать историю о двух людях, сидящих на кухне…
– Возможно… И всё-таки думаю, что любое кино даётся непросто. Сегодня очень сжатые сроки производства, поэтому к съёмкам надо тщательно готовиться. А это сейчас не все умеют делать. Собрать профессиональную группу бывает трудно.
Моя последняя полнометражная, на плёнке снятая – это сегодня надо уточнять! – картина «Для начинающих любить» – именно простая история обычной семьи, но не в простое время. Человеческая драма этой семьи разворачивается на фоне событий 1993 года. Ведь для многих тот исторический перелом был неожиданным и драматичным. Как жить дальше, когда тебе 40 с небольшим?.. Надо было как-то приспосабливаться к другой жизни с её новыми ценностями, заново искать себя… Помню, за моими окнами летели вертолёты к Белому дому, как в кино. В реальность происходящего невозможно было поверить. Мы все были растеряны. Но эти события присутствуют в моём фильме не визуально, а неким рефреном, опосредованно. Мне хотелось сконцентрировать внимание на людях, на том, как они пережили то время, какими стали. Для меня важно название картины. «Для начинающих любить» – это о любви во всех смыслах. За последнее время мы употребляли такое количество негативных глаголов!.. Всё попробовали – обвиняли, подозревали и даже ненавидели – не помогает! А может быть, вернуться к абсолютным, вечным ценностям – попробовать любить? Вот две молодые актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун начали негромко делать добро – помогать больным детям. И каким большим это добро стало сегодня – значит, можем. Когда проживаешь вторую половину жизни, эти вопросы тебя постоянно мучают. Одним словом, мой фильм – о дефиците любви.
– Вы задаётесь этими вопросами, притом что у вас на удивление счастливая женская судьба? С 14 лет вы с Борисом Токаревым вместе, и не только супруги, родители, но и коллеги и соратники – всё делаете общими усилиями. Такие пары – большая редкость сегодня!
– Да, такое в нашей актёрской среде нечасто бывает, вы правы. Мы познакомились в 1963 году на съёмках фильма «Где ты теперь, Максим?». А потом ещё долгих шесть лет шли навстречу друг другу. Я ведь была совсем маленькая и замуж не собиралась. Тут надо отдать должное Бориному терпению – он ждал меня, и вот до сих пор мы вместе. Когда-нибудь напишу что-нибудь под названием «Быть вместе» – ведь это совсем не просто. Странно происходит – вокруг так много невероятных человеческих историй, а в кино «сценарный голод». Отчего это? Наверное, дело не столько в сюжетных ходах, сколько в том, как автор их постигает, исследует. Сегодня меня очень беспокоит людская безответственность! Причём она присуща всем возрастам. То, что выплёскивается на экраны телевизоров в бесконечных ток-шоу, возможно, правда. Но почему наши дети должны смотреть только это?! Ведь есть и другая правда, но она почему-то мало интересует творцов. Сейчас в криминалистике появился новый термин – немотивированные преступления: малолетние преступники не могут объяснить, почему совершили то или другое… А мне кажется, что мы все к этому причастны, – у молодёжи нет другого примера. Мой муж Борис Токарев сыграл Саню Григорьева в «Двух капитанах» в 1976 году, а к нему до сих пор подходят люди на улице и благодарят за то, что судьба у них после этого фильма сложилась по-другому. Герои были! А теперь мы только дискутируем о том, кто он, герой нашего времени.
– А почему сегодня не получается создавать убедительных экранных героев? Почему кино обслуживает, а не просвещает публику, не формирует интеллект зрителя?
– Потому что стали работать «на потребу зрителя». Развлекаться всегда приятнее, чем напрягаться в постижении чего бы то ни было. Но уверяю вас: я много езжу по стране, есть и думающий, и чувствующий зритель, и он ждёт от нас разного кино, и мы обязаны его делать таковым. Мы не имеем права выпускать только отраву или только карамель. «А кто это будет есть?» Люди хотят и Шукшина, и Тарковского, и Гайдая! Все устали от схемы на экране, в которой отсутствует живая жизнь героев. Криминальные истории замучили зрителя. Нам говорят: что вы хотите – жизнь у людей такая. Но я-то вижу вокруг и другую жизнь, в том числе и в маленьких провинциальных городах. Уверяю вас, есть много интересных нормальных людей, я даже подозреваю, что их большинство! Не вся Россия спилась! Не хочу показаться ретроградом, но раньше было стыдно быть плохим, чего-то не знать, не понимать. А сейчас стыдно быть хорошим! Персонажи шоу-бизнеса с упоением демонстрируют себя в негативном виде. Не знаю, почему так мир перевернулся… О чём сегодня делать кино? Пытаюсь понять, что же произошло с нашей страной, с нашим народом, что мы приобрели, а что потеряли. И всё-таки я уверена, что всё перемелется и вернётся на круги своя. Потому что стоят на книжных полках тома Пушкина, Чехова, Толстого, и я знаю, что они никуда не денутся, потому что они навсегда. Достоевский писал: «Жить и не меняться – это безнравственно». Будем жить и, надеюсь, будем меняться.
Беседовала