Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Мы заново учимся любить…

01 января 2007

ПЕРСОНА

«ЛГ» уже рассказывала о производстве 8-серийного фильма «Прорицатель Омар Хайям. Хроника легенды», которое наконец завершилось. Сериал вызвал интерес британского канала BBC, а наше ТВ пока в стороне. После нескольких полнометражных и документальных картин, шести лет работы над получившей зрительский резонанс 28-серийной сагой «Моя Пречистенка» и «Прорицателя» кинокомпания «Дебют» ищет новые темы. С заслуженной артисткой России, сценаристом и режиссёром, учредителем и художественным руководителем студии Людмилой Гладунко мы беседуем накануне её юбилея.

– Людмила Михайловна, вы воспитаны на советских картинах, работали как актриса с признанными мастерами режиссуры. Как вы оцениваете нынешний кинопроцесс?

– По-разному. Часто очень умелое кино озадачивает тем, что оставляет тебя равнодушным. Почему? Я мучительно ищу ответ на этот вопрос. «Мне не больно»! И не только мне. По встречам со зрителями я это точно знаю. Закон тут, на мой взгляд, один: если не больно авторам, следовательно, и зрителю. Сегодня кино не придумывается, не рождается «в муках», а механически изобретается. Возможно, от этого оно такое отстранённое, холодное, не личностное. Но, конечно же, есть и достойные исключения. И, как правило, это простые истории, внятно рассказанные.

Мы на студии «Дебют» с Борисом Токаревым много сценариев рассматриваем, общаемся с молодёжью. Ведь есть много интересных ребят, и темы они выбирают часто неординарные, но, как правило, все не идут в глубину, скользят по поверхности, не прописывают характеры. А вот если появляется что-то настоящее, то оно всегда безоговорочно убедительно.

– Считается, что сложнее всего сделать историю о двух людях, сидящих на кухне…

– Возможно… И всё-таки думаю, что любое кино даётся непросто. Сегодня очень сжатые сроки производства, поэтому к съёмкам надо тщательно готовиться. А это сейчас не все умеют делать. Собрать профессиональную группу бывает трудно.

Моя последняя полнометражная, на плёнке снятая – это сегодня надо уточнять! – картина «Для начинающих любить» – именно простая история обычной семьи, но не в простое время. Человеческая драма этой семьи разворачивается на фоне событий 1993 года. Ведь для многих тот исторический перелом был неожиданным и драматичным. Как жить дальше, когда тебе 40 с небольшим?.. Надо было как-то приспосабливаться к другой жизни с её новыми ценностями, заново искать себя… Помню, за моими окнами летели вертолёты к Белому дому, как в кино. В реальность происходящего невозможно было поверить. Мы все были растеряны. Но эти события присутствуют в моём фильме не визуально, а неким рефреном, опосредованно. Мне хотелось сконцентрировать внимание на людях, на том, как они пережили то время, какими стали. Для меня важно название картины. «Для начинающих любить» – это о любви во всех смыслах. За последнее время мы употребляли такое количество негативных глаголов!.. Всё попробовали – обвиняли, подозревали и даже ненавидели – не помогает! А может быть, вернуться к абсолютным, вечным ценностям – попробовать любить? Вот две молодые актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун начали негромко делать добро – помогать больным детям. И каким большим это добро стало сегодня – значит, можем. Когда проживаешь вторую половину жизни, эти вопросы тебя постоянно мучают. Одним словом, мой фильм – о дефиците любви.

– Вы задаётесь этими вопросами, притом что у вас на удивление счастливая женская судьба? С 14 лет вы с Борисом Токаревым вместе, и не только супруги, родители, но и коллеги и соратники – всё делаете общими усилиями. Такие пары – большая редкость сегодня!

– Да, такое в нашей актёрской среде нечасто бывает, вы правы. Мы познакомились в 1963 году на съёмках фильма «Где ты теперь, Максим?». А потом ещё долгих шесть лет шли навстречу друг другу. Я ведь была совсем маленькая и замуж не собиралась. Тут надо отдать должное Бориному терпению – он ждал меня, и вот до сих пор мы вместе. Когда-нибудь напишу что-нибудь под названием «Быть вместе» – ведь это совсем не просто. Странно происходит – вокруг так много невероятных человеческих историй, а в кино «сценарный голод». Отчего это? Наверное, дело не столько в сюжетных ходах, сколько в том, как автор их постигает, исследует. Сегодня меня очень беспокоит людская безответственность! Причём она присуща всем возрастам. То, что выплёскивается на экраны телевизоров в бесконечных ток-шоу, возможно, правда. Но почему наши дети должны смотреть только это?! Ведь есть и другая правда, но она почему-то мало интересует творцов. Сейчас в криминалистике появился новый термин – немотивированные преступления: малолетние преступники не могут объяснить, почему совершили то или другое… А мне кажется, что мы все к этому причастны, – у молодёжи нет другого примера. Мой муж Борис Токарев сыграл Саню Григорьева в «Двух капитанах» в 1976 году, а к нему до сих пор подходят люди на улице и благодарят за то, что судьба у них после этого фильма сложилась по-другому. Герои были! А теперь мы только дискутируем о том, кто он, герой нашего времени.

– А почему сегодня не получается создавать убедительных экранных героев? Почему кино обслуживает, а не просвещает публику, не формирует интеллект зрителя?

– Потому что стали работать «на потребу зрителя». Развлекаться всегда приятнее, чем напрягаться в постижении чего бы то ни было. Но уверяю вас: я много езжу по стране, есть и думающий, и чувствующий зритель, и он ждёт от нас разного кино, и мы обязаны его делать таковым. Мы не имеем права выпускать только отраву или только карамель. «А кто это будет есть?» Люди хотят и Шукшина, и Тарковского, и Гайдая! Все устали от схемы на экране, в которой отсутствует живая жизнь героев. Криминальные истории замучили зрителя. Нам говорят: что вы хотите – жизнь у людей такая. Но я-то вижу вокруг и другую жизнь, в том числе и в маленьких провинциальных городах. Уверяю вас, есть много интересных нормальных людей, я даже подозреваю, что их большинство! Не вся Россия спилась! Не хочу показаться ретроградом, но раньше было стыдно быть плохим, чего-то не знать, не понимать. А сейчас стыдно быть хорошим! Персонажи шоу-бизнеса с упоением демонстрируют себя в негативном виде. Не знаю, почему так мир перевернулся… О чём сегодня делать кино? Пытаюсь понять, что же произошло с нашей страной, с нашим народом, что мы приобрели, а что потеряли. И всё-таки я уверена, что всё перемелется и вернётся на круги своя. Потому что стоят на книжных полках тома Пушкина, Чехова, Толстого, и я знаю, что они никуда не денутся, потому что они навсегда. Достоевский писал: «Жить и не меняться – это безнравственно». Будем жить и, надеюсь, будем меняться.

Беседовала Арина АБРОСИМОВА

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS