Зачем нужны мужчины? – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 288 с.
Стань счастливой: мужской взгляд на женские проблемы. – М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2008. – 320 с.
Книги Я. Вишневского «Зачем нужны мужчины?» и В. Лебедева «Стань счастливой: мужской взгляд на женские проблемы», несмотря на то, что написаны в разных странах, в совершенно разной стилистике и вышли в разных издательствах, хотелось бы видеть двухтомником, ни в коем случае не продающимся разрозненно. Каждая из книг в отдельности может вызывать чувство некой оторванности от реальной жизни и абсолютной однозначности мира. Тогда как вместе они читаются как две части единого целого – многообразного, непознанного и таинственного мира, центром вращения которого становятся взаимоотношения мужчин и женщин.
Януш Вишневский, известный польский учёный и писатель, считает, что мужчина и женщина в первую очередь – самец и самка. В своих взаимоотношениях они следуют животным инстинктам, биологическим ритмам и веществам, которые вырабатывает их организм, реагируя на различные внешние импульсы – тестостерон, окситоцин, серотонин, допамин, фенилэтиламин и прочие химические хитросплетения.
Конечно, некоторая ирония и парадоксальность предположений изначально заложены в самом названии книги. Но вот настойчивое сравнение мужчин с ящерицами, шимпанзе, гориллами и петухами, подтверждённое данными научных исследований, в конце концов всерьёз заставляет поверить автору, что разница, в сущности, невелика. «Сексуальная свобода заложена в мужских генах. Это известно каждому фермеру... Закончив покрывать Бурёнку, бык с не меньшим вожделением кинется на только что приведённую Машку. И на седьмую по счёту корову бык отреагирует так же, как на первую. Достаточно, чтобы корова была другая».
Валентин Лебедев, публицист, издатель, главный редактор журнала «Православная беседа», наделяет животное, нарисованное в книге Вишневского, душой, сознанием, способностью любить, не высчитывая при этом количество химических элементов, определяющих меру этой любви. «Беда современного человека в том, что он совершенно нравственно дезориентирован... Например, идут ремонтные работы – вырыли траншею, протянули по её краям проволоку, повесили красные флажки: осторожно, яма! Разве эти предупредительные знаки ограничивают свободу человека?» По убеждению Лебедева, игнорируя красные флажки, мы проваливаемся в яму, только вот ломаем не ноги и руки, а – души. Все истории в его книге о непростых современных отношениях мужчин и женщин и, в общем-то, о том, что душа, как правило, оказывается много сильнее химических элементов.
Что такое гражданский брак и может ли он заменить семью? Отвечая на этот вопрос, Лебедев приводит в пример индейцев племени акурио, у которых женщина, выбрав себе мужчину, устраивает свой гамак рядом с ним. «Удовлетворив биологические потребности, они расходятся без сцен, взаимных упрёков и претензий. Каждый остаётся при своём: она с ребёнком, он – со свободой. И всё бы хорошо, только племя это до сих пор первобытное».
Автор книги ни в этом, ни в последующих вопросах старается не читать нотаций и не увещевать, не заставляет «принять на веру», а взывает к логике и разуму. Как бы мы отнеслись к человеку, который приходит на завод и предлагает: «Я стану у вас начальником, буду иметь все права как руководитель, пользоваться всеми фондами и ресурсами, по своему усмотрению договора заключать. Только вот если я разорю предприятие, а сам сбегу за границу, ко мне – никаких претензий!» Трудно себе представить хоть одного человека, согласного работать под таким руководством. Так почему же желающих проецировать эту ситуацию на свою семейную жизнь – хоть отбавляй? Ведь число гражданских браков растёт с каждым годом, и не только мужчины, вместе с ответственностью освобождающие себя от роли главы семейства, но и женщины, соглашающиеся быть «промежуточным звеном», оказываются в унизительной – каждый по-своему – ситуации.
Лебедев предлагает читателю подумать над проблемами «открытых браков», о различиях в семьях, созданных по расчёту и по любви, о разнице между любовью, влюблённостью и страстью, о том, что есть женское одиночество.
Две эти книги предлагают читателю выбор: как прожить свою жизнь вне профессии и работы, дома. Судя по количеству разводов, гражданских браков, числу детей в семьях и количеству слова «стресс» на единицу газетной площади, большинство отдаёт предпочтение точке зрения Я. Вишневского. Неужели мы всё-таки звери, господа?