К 120-летию Ахматовой по каналу «Культура» прошёл «Фильм об Анне Ахматовой» Хельги Ландауэр и Анатолия Наймана. В 60-е годы Найман состоял секретарём у Анны Андреевны и даже претендовал на роль её душеприказчика. Фильм обещал быть поэтичным: Хельга Ландауэр, хотя и живёт в США, считает себя русской поэтессой, а Найман давно известен как поэт, поощрявшийся Ахматовой: он входил в состав поэтической четвёрки, называвшейся по-разному: «Волшебный хор», «Волшебный купол», а после смерти покровительницы – «Ахматовские сироты». Найман демонстрировал много фотографий Анны Андреевны, личные вещи, но саму героиню не показали в кадрах кинохроники, давая только её голос. Она была представлена в фильме как неземное явление, попавшее на грешную землю. По её словам, этим она испугала жизнь, а не жизнь испугала её. Меньше, чем в других фильмах, но и в этом тоже, Анна Ахматова была выставлена жертвой существовавшего строя. Однако в её личных записях есть строки о том, что и отношение к ней иных поэтических коллег, отнюдь не обнаруживавших симпатии к строю, было далеко не доброжелательным и выражалось в форме доносов. Какой же реакции со стороны строя, занятого текущими земными делами, следовало ожидать небожителю? Какая была. Но зато в противостоянии строю родилась великая поэма «Реквием», хотя сама поэтесса считала её недостаточно художественной. «Нашему рыжему делают карьеру», – говорила Ахматова в дни травли Бродского. Вспоминаются «крамольные» слова Виктора Шкловского, сравнивавшего творческого человека со льном, – если его не мять и не теребить, ничего хорошего не получится. Так это или нет, но, во всяком случае, взаимоотношения поэта и власти – тема вечная, не начатая и не конченная Анной Ахматовой….
То, что власть сейчас не обращает внимания на поэзию, говорит не в пользу власти, а в укор поэзии. Фильм завершился показом городской фотографии Анны Ахматовой и словами: «Если убрать с этого снимка её, то на нём не останется ничего». К счастью, останется, и это заслуга в том числе и Анны Ахматовой.
, ЯРОСЛАВЛЬ