Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Мёртвый сезон

01 января 2007

СЛЕДЫ НА ТЕЛЕ

Дневник-блог разгара ТВ-отпусков

Константин КОВАЛЁВ

Хотите отдохнуть летом? Забудьте слово «телевизор»!

О ЦЕННОСТИ КАНИКУЛ
Отпуска бывают и у телевизионщиков. И это не открытие. Как правило, многие телеканалы отправляют сотрудников на отдых гуртом. Все сразу отгуляют, потом одновременно бросятся на штурм «высот» очередного сезона. Ведь сентябрь, так уж сложилось, фактически является новым годом отечественного телеэфира, и вместе с новым годом церковным (как отметил поэт – «бывают странные сближения») страна начинает жить по «свежему» телевизионному календарю. На период отпусков, совпадающий с «высоким туристическим сезоном», предчувствиями возможных дефолтов, а также с периодом отдыха президента страны и всех властных структур, прекращается выпуск трудоёмких телепрограмм, включая популярные ток-шоу. Начинается время повторов, выпуска заранее записанных сюжетов, ретроэфира, протяжённых и многочисленных телесериалов. В общем, экран становится вялым и скучноватым. Рейтинги падают – хоть показывай «звёзд» в одном неглиже. И это, собственно, никого не пугает, так как дачники отвлекаются на грибы и ягоды, а курортники – на реальные романы и морское побережье.
Беда ли это? А может, наоборот – как в автомобильном движении в летний период – жизнь в городах начинает возрождаться! И только с ужасом замечаются мелькающие анонсы тех или иных новых «проектов» предстоящего сезона, которые, по сути, – явное повторение уже пройденного. И первым тут, как всегда, Первый: вариации на тему «Бесконечная Минута Славы», или «звёзды то там, то тут» обещают продлиться ещё не менее года. Уф-ф… 

ЖАНДАРЁВ СЛЕВА, БЕРМАН СПРАВА
А посередине – проверенный во всех отношениях гость. Формула двух ведущих программы «На ночь глядя». Их кто-то боготворит, а я вот до сих пор, что ни говорите, не понимаю – почему они так прочно поселились в вечернем прайм-тайме на Первом! Телевидение – вещь загадочная. Это не значит, что Борис Берман и Ильдар Жандарёв, например, мне антипатичны. Живут в эфире и живут, говорят и говорят. Но они оба долгое время выглядят как-то «натянуто» и неестественно, за годы так и не сумели избавиться от едва приметного комплекса, да простят меня коллеги, некоторой внешней «провинциальности». Мешает журналистам, видимо, натужное желание выглядеть «джентльменами с образованием». Борис и Ильдар позиционируют себя интеллектуалами. Но ничего особо «интеллектуального», кроме постоянных заявлений Бориса «я это читал» или «я это специально просмотрел перед беседой» (со стороны же Ильдара даже и такое почти не проявляется), незаметно. Сейчас вообще очень модно среди ведущих много говорить о себе, причём исключительно только «умное и позитивное». То есть использовать эфир «на полную катушку» в собственных, так сказать, целях (это не обвинение, а замечание). В этом смысле другая программа на Первом канале – «Доброй ночи» – ещё не успела выйти в эфир пару-тройку раз, а новые ведущие уже рассказали о себе любимых максимум возможного. Эфирное время (тем более в вечерний прайм-тайм) – субстанция весьма дорогая, «поиметь» её для ведущего – это всё равно как очутиться в комнате, доверху набитой денежными купюрами, с «невинной» целью позаимствовать немножко, пока никто «не видит». В результате мы больше узнаём в программе о самих ведущих, нежели о приглашённом госте.
Так и у Бориса с Ильдаром. Однако если в журналистских парах интервьюеров обычно принято «разыгрывать» некую драматургию, как на допросе: один хороший – другой плохой, добрый и злой, оптимист и пессимист, знаток и простак, мужчина и женщина (абстрактно) и пр., то в их случае мы неизменно наблюдаем двух ведущих мужского пола, при этом – «соперничающих умников». Оба всегда с одинаковым упорством, перебивая друг друга, восклицают: «А вот я хочу узнать!» Плохо ли у них получается программа? Не скажешь, что плохо. Удивительно ли, поразительно ли? Не скажешь, что удивительно-поразительно. Есть ли у этой пары открытия в жанре интервью? Пока не замечено. Есть ли полные провалы? Нет и провалов. Гости у Ильдара Жандарёва и Бориса Бермана всегда серьёзные – они не подведут. Концовки бесед – всегда «бархатные», чуть ли не со слезами и воздушными поцелуями, без конфликтов, ссор или наездов. Главное – заранее подготовиться, что Ильдар с Борисом обычно и делают. Значит, проколов не будет. Всё будет тип-топ. Ни холодно ни горячо. Тепло!
Но для журналистики это не очень удачная температура. Однако «тёплая парочка» живёт себе вечерами на Первом, да ещё и с почти часовым эфиром. В чём же дело? Думается, что в удачном попадании в эпоху «ценности тёплого телевидения». А это значит – проверенные журналисты должны беседовать с проверенными гостями. И самое главное – никаких новых лиц, никаких открытий, ни одного «свежего» персонажа!
Так и длится бесконечный телесериал Бориса Бермана и Ильдара Жандарёва. Интересный? Весёлый? Занимательный? Иногда. Зависит от гостя. Но нечасто. Увы... Могу доказать эту простую истину элементарным примером: представьте себе программу «На ночь глядя», где вообще нет гостей, а только Ильдар беседует с Борисом (или наоборот) – час, два или даже три. Как вам такая перспектива провести вечер у экрана? Вот и я говорю – увы... 

ДОГОНЯЛИСЬ...
В мёртвый сезон ТВ спортивные программы навёрстывают упущенное, в эти дни им не так тесно на неспортивных каналах. Однако для любителей автогонок (а таковых у нас – миллионы!) наступили, похоже, необратимо трудные времена. Кто-то скажет – ну и что? Отвечу – это настоящая беда для ценителей популярнейшего в мире вида спорта! Массовый телезритель уже распрощался с великим мировым чемпионом мотогонок класса MotoGP – Валентино Росси. В этом сезоне впервые за последние годы зрители могут «ловить» эти соревнования лишь на канале 7 ТВ (который практически недоступен для масс, а в кабельной сети «Аккадо» в Москве идёт с помехами) и на русском Eurosport (который к тому же платный). Наиболее рейтинговые спортивные трансляции (не считая футбола) уходят из эфира главных каналов. Почему? На этот вполне конкретный вопрос вряд ли последует – даже риторический – ответ... 

КВН – СЕКРЕТ ШИФРА
Инженер, который более полувека назад изобрёл телевизор марки КВН, как в воду глядел. Аббревиатура не только пережила его, но и запустила щупальца метастаз в самую суть телевещания. Куда ни переключишь – везде «потомки Масляковых», почти с одинаково «смешными» выражениями лица. Всё это иногда бывает забавно и даже интересно. Но доза явно завышена, что может довести до «необратимости». Вообще-то КВН уже давно можно было расшифровать как Комитет Высшего Недообразования. Почему? Да ведь этот «телевуз» неплохо «откашивает» выпускников от армии и от распределения по их реальному профессиональному профилю. В итоге мы видим такое размножение «юмористов и сатириков», которое не снилось даже любителям ужастиков типа «захват планеты монстрами-инопланетянами». Новые «КВН-факультеты» с Первого канала «соскочили» почти на все остальные. Такое впечатление, что они передвигаются уже не по коридорам «Останкино», а по его воздуховодам и канализации. «Телевуз» открыл на многих каналах отделения дневные (по языку и содержанию удобоваримые) и ночные (с элементами бравой ненормативности). Так кого же плодит данное «околоучебное заведение»? Ответ: представителей новой, пока ещё не изученной критикой профессии –
ТЕЛЕВИРУСОВ.

Обсудить в группе Telegram

Константин Ковалёв

Константин Петрович Ковалёв (Константин Ковалёв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS