Судя по количеству зрителей, постоянно сидевших в проходах, документальная программа «Свободная мысль» созрела для того, чтобы стать конкурсной и быть представленной на значительно больших просторах, нежели зал № 5 в мультиплексе «Октябрь».
Постоянные кураторы Сергей Мирошниченко и Григорий Либергал четвёртый год держат планку зрительского интереса, показывая лучшие документальные фильмы, снятые западными мастерами годом раньше московской премьеры. Следует признать, что зачастую это документалисты из Великобритании и США. Среди картин – получившие «Оскар» и приз Европейской киноакадемии, победившие на фестивалях в Амстердаме, Лейпциге, Кракове, Нионе, Сандэнсе, Фул-Фрейме.
В отличие от программы прошлого года с милитаристским уклоном эта обращена к Человеку. Авторы повернули «глаза» своих камер, как говаривал Гамлет, зрачками в душу. И что же они увидели? В большинстве фильмов исследуются феноменальные возможности человека, дарованные ему природой, причём физические и духовные параметры здесь неразрывны. И человек этот – пока! – умеет выживать, потому что ладит с природой.
Фаворитом «Свободной мысли-2009», несомненно, стал «Человек на проволоке» Джеймса Марша (Великобритания–США). Краем уха о канатоходце-авантюристе, 45 минут выделывавшем разные па на проволоке, натянутой между башнями Всемирного торгового центра на высоте 400 метров, все слышали. Да, такое случилось в Нью-Йорке 7 августа 1974 года. Француз-любитель Филипп Пети в мгновение ока стал знаменит (чего и добивался), и его «артистическое выступление» назвали главным в ХХ веке.
В фильме использованы архивные съёмки, интервью с участниками события, материалы книги Пети. Авторы заглядывают в закулисье выступления, показывая сам «танец» и 7-летнюю подготовку к нему, создавая у зрителя ощущение, что камера неотступно следовала за героем с момента звучания «эврики» в голове игрока. Да-да, Филипп Пети – родной брат господ из гоголевских «Игроков». От того, как он с сообщниками проводит всех за нос – от редактора градостроительного журнала до охранников на этажах, – захватывает дух, хочется крикнуть «не верю!», а нельзя, потому что веришь. Внимательное созерцание «танца» на проволоке может стать медитацией, освобождающей человека от любых страхов.
Собственно, тема «человека на проволоке» возникнет не раз в программе. Например, герой картины Джона Марингуина «Человек Большой реки» (США – Великобритания) переплывёт Амазонку, невзирая на всяких там пираний и крокодилов, а знаменитый австралийский фотограф Мюррей Фредерикс, автор фильма «Соль», испытает наше терпение, показав себя на фоне таких лунных пейзажей, что станет не по себе. А это он всего-навсего разбил палатку на солончаках в окрестностях озера Эри. В пятый или в шестой раз. В кадре он то бредёт со своим хитроумным велосипедом по щиколотку в солёной воде, то на подсохшем участке с хитрой усмешкой берёт щепотку соли прямо из почвы, а то с неподдельным ужасом в глазах сообщает, что началась гроза и он страшно боится разряда молнии, а ему нужно пробежать много километров до озера. Этот счастливчик из тех, кто знает, что «лучше гор могут быть только горы». Или – соль, открытая лично тобой.
Яркий портрет «человека на проволоке» представлен и в картине знаменитого Алекса Гибни из США «Гонзо: Страх и ненависть в Лас-Вегасе!». Фильм посвящён американскому писателю Хантеру С. Томпсону, изобретателю гонзо-журналистики, отвергающей правила приличия. Авторы стремятся удивить, шокировать, а то и оскорбить зрителей. Чтобы мало не показалось. Текст в кадре читает Джонни Депп, сыгравший главную роль в экранизации романа Томпсона «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Этот «человек на проволоке» пришёл надолго, можно не сомневаться. Ажиотаж, с которым воспринимали ленту-оскароносец зрители, – тому подтверждение.
Но балансировать можно и вниз головой. Фильмы о знаменитых тюремщиках – «Рене» Гелены Тржештиковой (Чехия) и «Не выпускайте меня на свободу, я займусь этим сам» Фабьенн Годе (Франция) открывают внутренний мир людей, сделавших выбор со знаком минус. И если для Рене с его татуировкой на шее Fuck of the people тюрьма оказывается магнитом, он так и стремится туда, то гангстер Мишель Вожур – маэстро побегов, потому что превыше всего ценит свободу. И когда осознаёт, что он сам устроил себе эти гонки в тисках, то внутренне перерождается. Фильмы сняты с большим сочувствием к персонажам (недаром авторы женщины), несмотря на то что Рене в перерыве успел ограбить дом режиссёра Тржештиковой, следившей за его судьбой на протяжении нескольких лет.
Тема преодоления человеком собственных слабостей и заблуждений всегда интересна зрителю. Остроболевых точек касаются Марчин Кошалка в 25-минутке «До боли» (Польша) и Томас Лаутербах в немецком «Бастионе греха». Маменькин сынок, психотерапевт по профессии, только в 53 года находит в себе силы, чтобы отстоять свою любовь. Видеть это и смешно, и грустно, и поучительно. И за человека, как за державу, обидно – такими эмоциями щедро насыщен фильм. А в немецкой ленте режиссёр ставит в театре «Медею» – с непрофессиональными актрисами-турчанками. Цель эксперимента – помочь участницам освободиться от комплексов во взаимоотношениях с мужчинами, стать свободными. Слышали бы вы, как они обругивают своих обидчиков в сцене раскрепощения – до ора, до визга, до жуткой лексики! И смех, и грех – особенно для Айзель, которая единственная ходит в платке и буквально разрывается на части, желая «освободиться» и остаться верной традициям. Сидеть на двух стульях не получается – в следующую постановку её не берут. Документ бьёт прямо в цель!..
Чрезвычайно актуален фильм «Жёсткие тётки» Ким Лонджинотто (Великобритания) – о том, как в организации Воbbi Bear в Дурбане в ЮАР пять женщин помогают детям, пострадавшим от насилия. О своих мучителях дети рассказывают плюшевому медвежонку, а «тётки» помогают им строить новые отношения с миром.
Фильмы на религиозные темы всегда актуальны, но неоднозначно воспринимаются зрителями. Моя соседка ворчливо заметила после просмотра «Избранного» Нати Бараца (Израиль) – мол, слава богу, раскрыли всю суть «модной» религии… А фильм посвящён поискам ребёнка, которому суждено стать инкарнацией почившего Ламы Кончога. Камера неотступно следует за Тензином Зопа, учеником ламы, который преодолевает сотни километров в горах, разыскивая «избранного» мальчика. Его находят, посвящают и готовят к будущему служению. Вторгаться в такое – в общем-то, святотатство, но последователи Будды, как известно, открыты миру кино. И тут уж каждый остаётся зрителем в своём камерном кинозале. Верю – не верю, третьего не дано.
В программе этого года отчётливо просматривается «русский след». Во-первых, в фильме выходца из СССР Иосифа Фейгинберга «Прокофьев: неоконченный дневник» (Канада–Франция), во-вторых, в ленте Юха Таскинена и Петтери Саарио «Сергей – целитель» (Финляндия). В «Прокофьеве» впервые для россиян был прочитан дневник величайшего гения ХХ века, который он вёл в эмиграции в 1918–1936 годах. Неизвестный Прокофьев приходит к нам в фотографиях, в интервью сына и внука, в сценах из «Огненного ангела», поставленного в 1992 году в Мариинке, в музыке мировых исполнителей. Фильм похож на эскиз, набросок, но смысл его показа в том, что лакуна заполнена, глубокое исследование дневников – дело будущего. А в «Целителе» нам, русским, был брошен вызов – почему сами не сняли кино о затерянной карельской деревушке, в которую вдохнула жизнь семья вернувшихся в родные места финнов?! Они ведут почти натуральное хозяйство, добывая пропитание и создавая всё необходимое для жизни своими руками. И всё время рядом со старшими – подросток Сергей, который не проронит ни слова за весь фильм. Авторы называют его целителем, но так можно назвать всех обитателей деревушки, в такой гармонии с природой пребывают они. Именно таким людям, по их мнению, и дано спасти мир. Потоки света, льющиеся с экрана, завораживают зрителей. «Свободная мысль» работает в полную силу.