В фильме «Следствие ведут знатоки» есть песня о советской милиции. А в ней слова: «Если кто-то кое-где у нас порой / Честно жить не хочет, / Значит, с ними нам вести незримый бой...» Мы, в 1970–1980-е рядовые следователи и оперативники, видели, что эти «кто-то» расползались по «кое-где» и подгрызали не только экономику, но и все устои СССР. А с трибун продолжали вещать, что «кое-где кто-то в отдельных случаях». Увы, так бывает и теперь.
Вспоминаю об этом в связи с действиями Высшей квалификационной коллегии судей России (ВККС). ВККС – своего рода конечная инстанция при решении кадровых вопросов судейского корпуса. Увы, до общества обычно сухо доводят лишь итоги работы, публичного обсуждения деятельности ВККС нет. Однако по статьям 118, 119 Конституции РФ судья – публичное должностное лицо. И хотя его не избирает народ, а назначает президент, предполагается, что порядок назначения и выдвижения на должность проходит через квалификационные коллегии судей с участием общественности, органов госвласти. Но слушания-то кулуарны. Президент РФ после проверок и якобы с учётом мнения общественности принимает решение о назначении судьёй. То же самое при снятии с должности.
Эти процедуры включают в себя и наличие или отсутствие компрометирующих материалов от ФСБ, МВД, СКР. Их отзывы имеют важное значение, поэтому кандидат зависит от неформальных отношений в корпоративной сфере. А вот то, что такой порядок установлен и для отрешения судьи за порочащие поступки и даже преступления, – совсем плохо. Из-за такой «корпоративной солидарности» идёт деградация судейского корпуса. Примеров немало.
На недавнем заседании ВККС планировалось рассмотреть представления главы СКР А. Бастрыкина о даче согласия на возбуждение уголовного дела нескольких судей, в том числе председателя Солнцевского районного суда Москвы Артёма Игоревича Матеты, которого 1 июня сотрудники управления «М» ФСБ задержали с поличным при получении крупной суммы в долларах. Рассмотрение отложили: в день слушания, 10 июля, А. Матету госпитализировали с гипертоническим кризом. Зато рассмотрели эпизод в отношении бывшего судьи арбитражного суда Москвы И. Барановой. Она ушла с должности в 2016-м, покинула Россию, заочно была арестована в 2018-м. Восемь лет никто о ней не вспоминал, при этом ей исправно платили пенсию, и только недавно московская ККС решила лишить её выплат. Не удивляет ли, что потребовалось целых 8 лет?
Многие адвокаты ждут «встряску» не только районных судов, но и Мосгорсуда. Вот мнение юриста Дмитрия Полковницкого о работе апелляционной инстанции Мосгорсуда (из Сети): «Я в каждом пятом процессе вижу, что судья-докладчик просто не читал(-а) дело. Максимум – жалобу и решение». Таких претензий немало. Есть и у меня. Расскажу об одной долгоиграющей ситуации, о судьбе невинно осуждённого человека.
18 декабря 2014 года судья Савёловского районного суда Москвы Д.В. Макаренков вынес приговор в отношении главы управы «Сокол» В.А. Иванова – за взятку от коммерческой структуры. В основу расследования легло заявление его заместителя В.Ю. Абрамова. Поспешив с арестом, следователи долго не знали, что делать. Полгода дело переходило из районного следственного комитета в следственный отдел районного ОВД – к «путешествию» даже подвязали Мосгорпрокуратуру. Парадокс в том, что никакой взятки руководители коммерческой структуры не передавали, а заместитель Иванова Абрамов, положивший на стол руководителя «куклу» с деньгами, в ходе следствия не был признан ни взяткодателем, ни посредником. Ещё смешнее, что он сам накануне инцидента с Ивановым был изобличён во взяточничестве и, стараясь избежать ответственности, затеял провокацию с «куклой». В «деле» есть и другие нарушения закона. Например, понятым пригласили мигранта, не владевшего русским языком, а при обыске на квартире одного из свидетелей (музыканта, который был на гастролях) пропало около 80 тысяч евро.
Уже 10 лет Иванов восстанавливает своё честное имя. Приговор был незаконный, но апелляционная коллегия тогдашнего Мосгорсуда не хотела исправить ошибку. Уже в то время в Мосгорсуде сложилась практика «корпоративной солидарности». Трудно сказать, чья сработала «рука», но судью Макаренкова повысили – стал председателем Савёловского районного суда. Иванов не сдавался и нашёл-таки с адвокатом основание (процессуальное), которое по канонам УПК должно вести к отмене приговора. Речь о «нарушении тайны совещательной комнаты». 13 сентября 2021-го постановлением первого заместителя прокурора САО Москвы К.А. Калуцкой по представленным материалам, выявлявшим нарушение судьёй Макаренковым тайны совещания судей при постановлении от 18.12.2014 по делу Иванова, возбудили судопроизводство. В соответствии с этим материалы проверки по делу Иванова ввиду новых обстоятельств направили из следственного органа для принятия решения прокурору Северного АО г. Москвы. Казалось бы, наконец-то справедливость близка! Но всё до сих пор без движения: председатель Савёловского райсуда Макаренков материалы уголовных дел в отношении В.А. ванова, Э.А. Чабанова и И.Г. Кайгородова, а также Р.Э. Хаирова, подлежащие следственной проверке, не выдаёт ни следствию, ни прокуратуре. Пользуется положением председателя суда. Почему так поступает? Да потому, что перечисленные лица (Чабанов, Кайгородов, Хаиров), высказавшись ранее о нарушении тайны совещания судей, готовы подтвердить показания. Также установлено, что оправдывающее своего прямого начальника Макаренкова утверждение его заместителя А.А. Мироновой о присутствии в электронном учёте ГАС «Правосудие» отметки, что по делу в отношении Чабанова и Кайгородова «судебное заседание было закрыто в 15 часов 59 минут», не соответствует действительности. Нет такой отметки! Любому профессионалу ясно: речь о подлоге сведений.
По всей логике, сейчас для обеспечения соблюдения прав на своевременный доступ к правосудию по нормам УПК (статьи 6 и 6.1 УПК РФ) о защите личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения должно быть принято обоснованное заключение прокуратуры о достаточности оснований для признания приговора Савёловского райсуда от 18.12.2014 по делу № 1-475/2014 в отношении В.А. Иванова незаконным – из-за нарушения судьёй Макаренковым при вынесеснии приговора тайны совещания судей.
Однако прокуратура Северного АО Москвы требует от следственного органа ознакомиться с материалами вышеперечисленных уголовных дел именно в Савёловском районном суде (хотя их копии имеются), а также получить из этого суда заверенные копии протоколов судебных заседаний, хотя оснований сомневаться в подлинности имеющихся в материалах проверки незаверенных копий нет. Просто чудовищная волокита!
На всё это уже давно должна была бы обратить внимание московская ККС. А тут ещё просочившаяся пикантность: якобы судью Макаренкова пытаются повысить до уровня члена Мосгорсуда.
Реакция прокуратуры на действия судьи оказалась оригинальной. Не добившись предоставления требуемых документов, первый заместитель прокурора САО Москвы К.А. Калуцкая (именно она 13.09.2021 возбудила производство по вновь открывшимся обстоятельствам), устав ждать ответа от судьи Макаренкова, 1 июля этого года вынесла постановление о прекращении производства, мотивировав так: «Постановлением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2020 в передаче кассационного представления заместителя прокурора г. Москвы Ведерникова В.В. и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 24.04.2015 для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано, поскольку по результатам проведённой служебной проверки суд кассационной инстанции пришёл к выводу, что тайна совещательной комнаты при постановлении приговора по уголовному делу в отношении Иванова В.А. председательствующим судьёй Макаренковым Д.В. не нарушалась. Таким образом… всем доводам дана надлежащая правовая оценка, в том числе представленному заключению по результатам проверки». Кто объяснит странную хронологию – как может вышестоящая инстанция, рассматривавшая дело в 2015 году и отказавшая в его изучении в 2020-м, дать правовую оценку материалам, выявленным лишь в 2021-м?..
В работе, особенно такой непростой, как судопроизводство, возможно, увы, всякое – «кое-где у нас порой»… Но пора начать следовать принципу: не защищать всеми средствами честь мундира, а обязательно исправлять ошибки, и желательно при жизни незаконно осуждённых.
Если хотите обратиться к Евгению Николаевичу Мысловскому с вопросом, пожеланием или предложением, направляйте их на почту litgazeta@lgz.ru с пометкой «Для Е.Н. Мысловского».