Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июня 2018 г.
  4. № 23 (6647) (13.06.2018)
Литература Проза

Мюон* одиночества

13 июня 2018

Лилия Лузанова

 


Родилась в Казани. Живёт в Москве.



Если смотреть на часы изнутри – сидя внутри «пространственно-временной червоточины», – то в таком случае для нас поток времени будет одинаков, неразрывен – что на выходе из тоннеля, что на входе в него.

«Время – Назад ХХ век: Хроника необъяснимого».
Н.Н. Непомнящий




Мне нельзя быть одной в Венеции. Я могу с ней слиться, и никто не заметит. Вот так идти в сумерках по тускнеющей набережной с розовыми фонарями, повернуться спиной к острову Сан-Джорджио и исчезнуть. Или я могу стать такой, как эта маленькая чёрная женщина в фетровой шляпе, которую я уже второй раз встречаю на набережной Дзатерре. Буду, как она, носить шляпу, клетчатый шарф и вышедшее из моды пальто, ходить вечерами по набережной в свете луны и звучать про себя внутренним одиноким пением. Иногда пение будет вырываться изнутри наружу грудным звуком, становясь слышным проходящим мимо людям, заставляя их оглянуться…

Венеция началась c оцепенелого погружения в утренний золотой туман собора Сан-Марко. Я всматривалась в бледные мозаики на потолках, стараясь разглядеть в них библейские сюжеты. Пол собора был весь застелен строительными досками, постоянно приходилось поглядывать под ноги, и вереница туристов, пусть ещё и довольно жидкая ранним утром, мягко и настойчиво подталкивала к продвижению вперёд.

Я давно планировала эту поездку, оттого хотелось остро чувствовать подлинность момента, быть здесь и сейчас; хотелось ощущать величие тронутого Богом места и собственную незначительность на фоне бессмертного. Но мне было холодно. Организм ещё не пробудился от сна, явно недостаточного после перелёта. Ум занимали мысли о неприятном и зря отнявшем время разбирательстве в гостинице из-за путаницы с комнатами. В голове непрерывно циркулировал один и тот же диалог, и уже постфактум, находились правильные аргументы, которые могли бы изменить ход разговора.

Тяга к искусству и бессмертному прозябали сейчас в самой периферии моих потребностей. Тогда как значимость телесных и душевных переживаний, словно мерзкий слизняк прилепилась цепкими щупальцами где-то в районе лба и постоянно маячила перед ленивым и сонным сознанием, ещё не способным сопротивляться ничему навязчивому. А более неотступного и навязчивого, чем незначительные ситуации и незначительные люди, кажется, нет ничего.

После была продуваемая со всех сторон Кампанелла** Сан-Марко и смутное понимание того, что есть вокруг, кроме собора и площади. Первое, что меня притянуло и заставило всматриваться с высоты башни, близоруко прищурив глаза, была облачная белокаменная церковь, подчёркнутая длинным холодным профилем воды. Она возвышалась, словно вознесённая непорочная Дева Мария, а густые чёрные массы воды, неспособные, как и все другое, её испачкать, почтительно касались подола белоснежных одежд. Меня всегда привлекала византийская пышность, и вода, контрастируя простотой стремления линий, выгодно отражала красоту её голубиных форм.

От церкви тянулся длинный мыс, взгляд на который окончательно пробудил моё замёрзшее воображение. Не знаю отчего, но я особенно люблю эти сиротливые отростки большой земли. Возможно, потому что на них обычно стоят одинокие маяки, символизирующие роскошь нашего времени – роскошь уединения. Но маяка не было, а вместо него по мысу распласталась постройка неясного назначения.

После Кампанеллы Сан-Марко моим главным устремлением было, разумеется, посетить церковь и энигматический мыс, с которым я тут же рассталась. Вскоре я растеряла все свои прежние намерения, захваченная в плен Венецией и её никогда не заканчивающимися каналами, мостиками, кампо и скользкими, как человеческие мысли, переулками.

Меня втягивали в себя длинные сырые узкие коридоры между домами, населёнными призраками, и мрачные здания, чудилось мне, вот-вот сделают по полшага навстречу друг другу, навсегда сомкнувшись. И поэтому нужно спешить…

Со всех сторон неизменно меня окружала вода – зелёная, мглистая, отравляющая сладким запахом разложения. Вода замедляла мой шаг, мутила сознание специфичным фимиамом, словно туман имел свой дух.

Да и сама Венеция ощущалась мною как вода, отвердевшая вода, не только по причине возникновения, – вся состоявшая из ила и песка, – но и по своей сути. Кажется, что, если бы не эта её необъяснимая твёрдость, она бы уже давно утекла в неизвестном человечеству направлении. Именно поэтому, думается мне, Венеция так близка всем ищущим, мечтающим, творческим, и самим почти никогда не пребывающим в твёрдом состоянии. Это родство божественного порядка.

Неторопливо идущая на дно, туманной женщиной с нежным пониманием томления души Венеция заключает страждущего в свои прохладные атласные объятия, давая каждому желанное: художнику – вожделенный свет, романтику – «прекрасную даму», поэту – его собственную бездну.

Ничто в мире не тлеет так пышно и величественно, как Венеция, самозабвенно любуясь своим осколочным отражением в благодарных стёклах воды и глаз, гибнущих вместе с ней.

 

Крикнул. Его не слыхали,

Он, оборвавшись, упал

В зыбкие, бледные дали

Венецианских зеркал.

                    Н. Гумилёв «Венеция»

 

И словно контраст Венеции и её смерти, на меня из витрин смотрели и наползали дышащие сладкой жизнью пирожные, свежие бутерброды, шоколадные конфеты и самое что ни на есть итальянское мороженое. А от дверей по-домашнему пахнущих ресторанов повсюду слышалось зазывающее и привычно веселящее, как шампанское – Signora! Signorina! Prego!

Кажется, все только и делали, что ели фрителли и пили белое вино, никуда не спеша, отдаваясь лёгкости и изяществу бытия. И мне даже не приходило в голову нарушать общую атмосферу природной итальянской беззаботности, делая и чувствуя что-то иное. Эта страна вечного праздника обезоруживает. Поэтому я, улыбаясь блаженно и прозрачно, брела в противоположные стороны за своими глазами, ушами, руками, – бесцельно растекаясь, согреваясь и неудержимо окунаясь во власть возникающих и тут же ускользающих чувств, как это всегда бывало со мной в Италии. Чувства и эмоции рождались, исчезали, сменялись другими и, как и положено калейдоскопу, оседали в памяти обрывками и вспышками цвета, вкуса и мимолётного удовольствия.

Потом я шла быстрым шагом рядом с забавным усатым человеком в лыжной шапке и красной стёганой куртке в уже сгустившихся сумерках. Когда идёшь не одна, вокруг всё выглядит иначе, словно предметы обретают иную густоту цвета. Мне захотелось, чтобы дорога никогда не заканчивалась и чтобы венецианец, показывая мне путь, тоже заблудился вместе со мной.

Мой первый день оказался последним, когда Венеция была для меня Италией.

Смотря на город с воды, проплывая по Гранд Каналу, понимаешь: вот где происходит настоящий венецианский карнавал.

Облезшие, подъеденные водой мертвенные фасады домов давно утратили первоначальный смысл, преобразовав беззубый оскал старины в собственную праздничную маску. Однажды подхватив игру, подмываемые водой и славой, они продолжают кружение лиц уже без участия тех, кто этот карнавал тщеславия когда-то затеял; не замечая, игнорируя различия миров и границы пространства, понастроенные временем. Скрывая лица от его порочных поцелуев – Баута, Моретта, Вольто, опять Баута,*** дома словно надеются обмануть смерть – будто она может не узнать в маске и пройти мимо. И, в отличие от людей, им это, кажется, удаётся.

Легко скользящие по волнам чайки из чёрного аметиста – гондолы – представляются чудесными вестниками из далёкого прошлого, не изменившие как лик, так и узор движений за прошедшие столетия.

Когда плывёшь по каналу, дома тоже плывут мимо. И только люди остаются на месте, как столбики. В то время сами пористые, изъеденные солью и солнцем столбики-работяги: вековые сваи – дубовые, лиственные, покорно плывут вместе с домами. Но стоит лодке остановиться, как дома немедленно принимают серьёзный вид: вытягиваются и замирают на месте, как и положено зданиям. И чудится, что в этот момент даже слышно быстро спохватившийся и резко оборвавшийся смех, будто кем-то незаметно одёрнутый. В это же время люди, напротив, начинают двигаться и перемещаться с места на место.

Но никакого обмана здесь нет. Более того, мне думается, что именно теперь, утратив связи памяти и всё остальное, наделяющее когда-то значением воображение зодчества, дома обрели в масках свои законченные черты. Красивые коробки для хранения пустоты – возможно, с по-прежнему роскошными внутренностями: алыми и чёрными, парчовыми и бархатными, золотыми и мутно-хрустальными, пустоты, выросшей из плотности пыли, прозрачной, но не принимающей более новых предметов. Ибо маска – это всегда выбор, который говорит о нас куда больше, чем наше происхождение.

В любом случае, пока ты на воде, не покидает странное ощущение, что дома не воспринимают людей всерьёз, и лишь ступив на твёрдую землю, снова чувствуешь себя хозяином положения. А разыгрываемое над складками бархатного зеркала действие имеет свою, непостижимую текущим моментом времени причину.

К сожалению, вектор восприятия действительности не позволяет человеческому мозгу уловить этот призрачный зазор, за исключением неуютного чувства, что между внешним и внутренним всё-таки что-то не сходится.

И один-единственный вопрос, на который, кажется, имеешь право, который неотступно возникает в ответ на кривляние и беготню фасадов: кто здесь зритель? В чьей голове разыгрывается действие? Кто так же свободно обращается со временем, как этот мутно-зелёный город?!

  


*Мюóн — неустойчивая элементарная частица с отрицательным электрическим зарядом.

**Кампанелла – башня.

***Баута, Моретта, Вольто, опять Баута… – названия венецианских масок.

Венеция, 
Февраль 2017 года

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Отвези меня в южное лето

    07.06.2025
  • О прежней жизни – честно и светло

    07.06.2025
  • Про жизнь и про любовь

    07.06.2025
  • Мама, мы все тяжело больны девяностыми

    06.06.2025
  • В поездке

    06.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS