Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 05 декабря 2019 г.

Мюзикл – жанр демократичный

Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.

05 декабря 2019

Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики и не только об этом.


Дубровский_2.jpg– Из трех, созданных вами мюзиклов, вошедших в программу фестиваля региональных театров «Видеть музыку» , два – «Дубровский» и «Джейн Эйр» – опираются на литературные сюжеты. Какими соображениями вы руководствовались (репертуарными, коммерческими, авторскими вкусовыми) при выборе тем для этих своих музыкальных произведений?

– Пушкинский «Дубровский» будто специально создан для мюзикла. В нем есть прекрасная романтическая линия, «горячие точки» картин крестьянского бунта, подразумевающие большие массовые сцены, множество хара`ктерных персонажей, возможность выстроить контрастную номерную структуру, своего рода стилистический коллаж. Что я, как автор музыки и сделал – ведь мюзикл «Дубровский» по сути, представляет собой ревю.

Литературные достоинства «Джейн Эйр» Шарлоты Бронте для создания мюзикла очевидны: умная и волевая, прекрасная в своих человеческих проявлениях героиня, любовь, наполненная драматизмом и сложностью чувств, атмосфера таинственности, присущая готическим романам и яркая карнавальность народных сцен – что может быть лучше?

Дубровский_1.jpgКроме того, оба названных литературных произведения хрестоматийны, хорошо знакомы широкой аудитории. Они несут в себе определенные архетипы, которые публика мгновенно распознает и чувствует себя, воспринимая эти сюжеты в сценическом воплощении, в эмоциональном плане абсолютно комфортно. А это для такого демократичного жанра, как мюзикл, крайне важно.


Джен Эйр 1.jpg– Что литература теряет, и что приобретает, испытав второе рождение в формате мюзикла?

– Текст мюзикла всегда бывает повышенно экспрессивным, эмоциональным, поэтически возвышенным и очень плотно скомпонованным. Диалоговая часть сценария часто бывает гораздо короче, чем в драматической пьесе. Эта концентрация сценария – высокоэффективная дистилляция характера и обстоятельств, которая ведет к неизбежной необходимости танцевать и петь. Персонажи танцуют и поют в сложных сценических построениях, где логика обычного бытового поведения не работает. Это, собственно говоря, и позволяет идентифицировать жанровую принадлежность постановки именно – как мюзикл.

Прекрасные мюзиклы, созданные путем адаптаций других источников, например, пьес, рассказов, сказок, романов, и т.д., всегда по-своему увеличивали ценность материала своего литературного источника. Адаптации, созданные талантливыми авторами, не только добавляли песни и музыкальную драматургию, но и превращали эти работы в новые шедевры – правда, теперь уже музыкального театра.


Дубровский_3.jpg– За последние годы вышли несколько версий «Анны Карениной», «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо», «Мертвых душ», «Алых парусов», «12 стульев»… В чем вы видите причины такого явления?

– Отвечу в данном случае как продюсер: есть веская причина, по которой столь многие литературные произведения были адаптированы в сценические мюзиклы: зрителям известны заглавия и истории, и они могут получить наслаждение от того, как эти истории положили на музыку. Самоочевидно, что их ждет иной тип произведения, но когда они тратят свои деньги, гораздо легче убедить их расстаться с купюрами ради чего-то такого, с чем они уже хорошо знакомы.


- Натолкнулась в Интернете на творческую работу девятиклассницы из Смоленска – «Мюзикл как современное прочтение классической литературы», в котором она (не без явного участия педагога по музыке) формулирует типичную и для профессиональной критики мысль о том, что столь активное распространение «литературного мюзикла» сегодня – не что иное, как стремление музыкального театра прогнуться под «дайджестированное» сознание молодежи… Что вы думаете по этому поводу?

Джен Эйр 2.jpg– Скажу, что это не совсем так. Мюзикл с самого начала своего рождения был своего рода дайджестом по отношению к литературному первоисточнику, это специфика жанра, а не отличительная черта сегодняшнего времени. Вывод вы можете сделать даже на основании всего того, о чем я уже говорил выше. В то же время темп жизни растет и этого нельзя не учитывать. Мир изменился и изменился способ восприятия информации молодежью. Да, клиповое мышление приобретает сегодня все большее значение, в том числе при моделировании процессов, связанных с восприятием аудиторией музыкально-сценических видов искусства.


Джен Эйр 3.jpg– Есть ли у вас проекты по созданию новых мюзиклов? О мюзикализации каких шедеврах классической литературы вы думаете?

– Да. Такие проекты у меня есть. Один из них почти завершен, другой находится на самых начальных стадиях работы. Но названий я вам пока не скажу, извините, – всему свое время!


– Спектакль «Джейн Эйр», поставленный по вашему и Карена Кавалеряна одноименному мюзиклу, понравился зрителям. Это победа театра или литературы?

– Это – победа общая! Это победа коллектива постановщиков: режиссера и хореографа Николая Андросова, музыкального руководителя Валерии Брейтбург, художника Кати Крюковой и всех актеров театра. Это победа директора театра Светланы Борисовой и всех, кто сделал качественные декорации и костюмы. Это победа определенной художественно-постановочной концепции продюсера.


Беседу вела Татьяна ТХАРЕВА

Тэги: Спецформат Классика Мюзикл Татьяна Тхарева
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Без фурора и простоты:

    02.10.2023
  • В учёном сообществе

    15.09.2023
  • «Онегин, добрый мой приятель, родился…»

    24.05.2023
  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS