В Крыму завершился XII Всероссийский кинофестиваль, посвящённый укреплению межнационального единства народов Российской Федерации, «Человек, познающий мир», открывающий российскому зрителю новые отечественные картины – авторские и жанровые, художественные и документальные.
Одним из знаковых событий кинофорума стал предпремьерный закрытый спецпоказ игрового полнометражного фильма «Гены Гены» (производство Академии Н.С. Михалкова, режиссёр и автор сценария Елизавета Трусевич (на фото). Лента интересна тонким миксом жанров, которые плавно и органично трансформируются – драма, детектив, фарс, триллер, мелодрама. Всё это вместе создаёт особый новый жанр градиентов.
Фабула весьма нетривиальна: молодой учёный-генетик Гена одержим идеей перевести код ДНК в буквенную последовательность и прочитать послание, которое некто оставил в каждом из нас. С просьбой о помощи он приходит к профессору лингвистики Гертруде Васильевне – именно она когда-то открыла первый в мире алфавит Адамова языка, с которого и началась человеческая речь. Только она знает первые в мире буквы. И если с помощью этого древнего алфавита раскрыть код ДНК человека, то откроется великая тайна человечества!.. Но неожиданно происходит убийство соседа Гертруды… Учитывая, что в этом году Нобелевскую премию по биологии присудили учёным за редактирование генома, эта история выглядит удивительно своевременной.
«Это фильм о том, что каждый человек – невероятно прекрасное, совершенное создание, произведение искусства, – отметила Елизавета Трусевич. – Если взглянуть на каждого из нас с точки зрения пропорции, симметрии, если только вдуматься в строение, скажем, глаза – то невозможно не прийти к логическому выводу, что человек не мог появиться на земле случайно – никакая эволюция не могла создать такое совершенство! Такое ощущение, что каждый из нас создаётся по выверенным чертежам некоего гениального автора. Но кто наш автор? И какую мысль он вкладывал в своё творение? В фильме «Гены Гены» мы попытались ответить на эти непростые, но безумно интересные вопросы. Не ответили, конечно! Но, возможно, приблизились к ответу хотя бы на миллиметр».
Похожие мысли высказывают и пресонажи фильма. В ключевой сцене Гена говорит: «Почему люди так трясутся над Джокондой или собором Парижской Богоматери – но совершенно равнодушны друг к другу? Нам даже не приходит в голову рассмотреть друг друга, как мы рассматриваем картины в Третьяковке или Лувре. А ведь мы созданы более талантливым автором. Мы – произведения искусства куда более совершенные».
Интересна и звуковая структура фильма, музыку для которого написал композитор Олег Щукин, руководитель уникального Московского хора рожечников. Перед ним стояла сложнейшая задача – придумать музыку, которая была бы близка к истокам возникновения музыкальной культуры, поэтому при записи использовались самые редкие экзотические инструменты. Причём в образе Творца предстал культовый музыкант Сергей Летов, а песни на импровизированном Адамовом языке исполнила одна из лучших джазовых певиц – Анна Бутурлина. Ещё одна удивительная особенность фильма – это то, что в картине всего 11 монтажных склеек, что подчёркивает сжатость внутрикадрового времени, когда заканчивается день в жизни героев – только тогда выключается камера, только тогда появляется монтажная склейка.
Без сомнения, Елизавете Трусевич удалось создать свой мир, некий анклав, в котором герои живут по своим законам, точно выверенным автором. Премьера фильма планируется на одном из международных кинофестивалей.