На всех театральных афишах спектакли для детей печатаются после всех других названий, внизу, мелким шрифтом, словно заведомо подчёркивая их второстепенность, лишь прикладную и малозначимую для театра нагрузку. С одной стороны, множество громких деклараций о необходимости решить демографическую проблему, о важности подрастающего поколения, с другой – бездомные брошенные дети, детская преступность, проблемы с детскими садами и школами – явь сегодняшнего дня. Театр – всегда чуткое отражение времени – не стал исключением.
Известный с давних времён лозунг, придуманный основателем Ленинградского (петербургского) ТЮЗа Брянцевым, «для детей надо работать так же, как для взрослых, только лучше», потихонечку потерял своё окончание и стал существовать как знак равенства, одинаковости со «взрослым» театром. И даже теория появилась: дети-де нынче рано взрослеют, с ними надо разговаривать по-взрослому… А это значит, что на сцене одного из детских театров страны гуляют голые приближённые короля Лира. Бомжи, наркоманы стали излюбленными героями многих детских сцен. Даже лучшие детские театры страны – столичный РАМТ, да теперь не Центральный детский, а Молодёжный, – хоть и оставшийся МТЮЗ – гордятся совсем не сказками, не специальными спектаклями для детей, а «Берегом утопии», «Собачьим сердцем», «Скрипкой Ротшильда»… И фестивали, проводимые в детских театрах, как правило, стали излюбленной экспериментальной площадкой для модного авангарда, как эпатажный екатеринбургский фестиваль г-на Лаевского «Реальный театр». Но дети, никто этого не может отменить, не растут без сказок про Золушку и Красную Шапочку, без Репки, Колобка и Аленького цветочка. И навязывать им модные сегодня взрослые вкусы вряд ли правильно. Так и уступил сейчас наш Иван-дурак место Шреку и Гарри Поттеру, а театральные сцены насилия стали вровень с опасным кошмаром телевизионных экранов, пропагандирующих культ силы и романтику преступлений.
Это когда-то Олег Ефремов с честью играл Емелю в том же Центральном детском в спектакле «По щучьему велению…», что вошло в список его лучших ролей. Теперь знаменитости сказок не играют. Верность хорошим детским спектаклям сохраняет Малый театр. Отметился запоминающимися спектаклями «Конёк-Горбунок» и «Белоснежка и семь гномов» чеховский МХТ. Такие спектакли немногочисленны. Их легко перечислить. Зато обилие рождественских сказок к школьным каникулам – лишь видимость внимания к детям. Как правило, постановочно роскошные, но пустые, скроенные по одинаковым лекалам драматургической «ремеслухи», они преследуют цель – только побольше заработать.
И всё-таки самые стойкие держатся. Маленький детский театр «Жар-птица», который когда-то приютила у себя Сокольническая префектура, настаивает на своей программе с храбростью «стойкого оловянного солдатика». До двухсот спектаклей в год – всегда полный зрительный зал, репертуар в 20 названий, высокий профессионализм, что уж совсем роскошь для детского кукольного театра! Порядок, красота, аквариум с рыбками, своя черепаха в доме и необходимые детям спектакли. Сказка «Холодное сердце» В. Гауфа, режиссёр М. Фейзуллаев – урок доброты. Маленький кукольный персонаж Петер (марионетка – артист Е. Рыжков, художник Г. Крутипорох) смотрит на мир голубыми распахнутыми глазами и с открытым ртом, в кукле это можно выразить буквально. И, как у людей, жизнь испытывает героя на искушение богатством, разными соблазнами, эгоизмом.
Российская периферия в силу особенностей своей жизни и её отличий от столицы, гораздо более связанная со своими зрителями, не могущая пренебрегать их интересами, по моим наблюдениям, больше заботится о детских спектаклях.
В Белгороде, Ставрополе, где нет специальных детских театров, академические драматические театры целиком приняли на себя заботу о воспитании детей и регулярно выпускают спектакли, не уступающие в качестве «взрослым» премьерам, делают абонементы для школьников. Нижний Новгород, Ярославль сохраняют замечательные кукольные театры. И всё-таки теперь это – скорее исключения, нежели правило. Забыта детская театральная десятилетка, то есть программа последовательного воспитания средствами театра. Угасли педагогические просветительные центры, когда-то при театрах существующие. Опыт нижегородского театра «Вера», где и детская студия, и проведение детских праздников, и огромный репертуар только детских спектаклей на все возрасты и вкусы, уникален. Если они бросятся в заработки, им будет не до воспитания детей. И помочь – не находится желающих. Детские театры, если они таковые не на бумаге, а действительно выполняют свои функции, нуждаются в помощи государства. Но и в контроле. Сейчас, по-моему, и того и другого явно не хватает. А это должно стать частью общей задачи по восстановлению прав детей и детства в нашей стране.