Есть на западной окраине Красноярска новый десятиэтажный дом в стиле новомодного конструктивизма со стеклянными балконами в броских оранжевых тонах. Новостройка положила начало улице Пихтовой, вот только сами пихты, высаженные вдоль тротуарной плитки, в подавляющем большинстве не прижились. Несмотря на усиленный полив, хвоя порыжела, деревья засохли. Зато дивная изумрудная трава неимоверно разрослась и полегла под своей тяжестью, как будто на посевы приземлялись «блюдца» инопланетян.
С космическими визитами, кажется, всё понятно. Но откуда аномальная зона здесь? Даже в выходной день новосёлов у подъездов почти нет. И дети не резвятся, и пенсионеры попрятались по своим дорогим закуткам, игнорируя лавочку. А на некоторых окнах многозначительная надпись: «Продам…»
Впрочем, многое станет ясно, если бросить взгляд туда, где кончается местами разобранный бетонный забор и начинается антенное поле – комплекс коммуникационных устройств с высотными мачтами, предназначенными для передачи в эфир сигнала в коротковолновом диапазоне радиоволн.
СЕВЕР БЕЗ СИГНАЛА
В прошлом году в самую короткую летнюю ночь, которая ассоциируется у нас с вероломным нападением Германии, связисты в городе на Енисее тоже испытали внезапную атаку противника. Когда в 4 часа 45 минут дежурная включила коротковолновый радиовещательный передатчик «Снег», сигнала не последовало. Встревоженная охрана при обходе нашпигованного поля обнаружила: две металлические растяжки перекушены и пали ниц, что и стало причиной короткого замыкания и выхода из строя элементов ромбической антенны.
В условиях нестабильного функционирования космического спутника «Экспресс» именно наземный комплекс многие годы исправно вёл вещание двух программ на северные территории Красноярского края, включая Нижнее Приангарье, Северо-Енисейский и Туруханский районы, а также Эвенкию. «Радио России» и краевое радио, включив коротковолновые передатчики, слушали и геологи, ведущие поисковые работы в кладовых Сибирской платформы.
– Наше оборудование, – говорит исполнительный директор Красноярского краевого радиотелевизионного передающего центра Игорь Тимофеев, – двойного назначения, оно выполняет ещё и задачи мобилизационного характера. В случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций именно наша техника способна своевременно уведомить население, поскольку филиал органично встроен в централизованную систему оповещения ГО и ЧС.
Руководство предприятия мгновенно отреагировало на факт умышленного повреждения стратегического объекта и тут же обратилось с официальным заявлением в УВД Октябрьского района Красноярска. Но – удивительнейшая вещь! – реакции людей в погонах не последовало. Они точно ждали чего-то ещё. И дождались: буквально через несколько дней аналогичным образом на поле, которое в полном смысле стало бранным, были порушены ещё две мачты. Только благодаря вмешательству регионального управления ФСБ РФ по Красноярскому краю на место таинственных обрушений в микрорайон Ботанический выехала наконец оперативно-следственная группа со служебно-разыскной собакой, а инспекторы ринулись проверять жилые массивы и гаражи.
Но… в успех дела верится с трудом. «Спор двух хозяйствующих субъектов» – связистов и строителей – начался здесь ещё до появления нового дома. Градостроительная фирма, отвоёвывая место для застройки, перманентно снимала бетонные ограждения, а милицейские наряды, прибывая по вызову, только разводили руками: не имеем права вмешиваться…
Сначала на поле, напичканном кабелем, проводами и прочими связующими ромбической антенны, возник склад железобетонных изделий, а затем началось «броуновское движение» тяжёлых панелевозов и автокранов. Внутри антенного комплекса, который охраняется ещё и потому, что находится под большим напряжением, загудели бульдозеры и экскаваторы, жизнь на стройке закипела во всю Красноярскую. А заявления связистов на протяжении двух (!) лет в УВД Октябрьского района аккуратно подшивались в папки…
«ОБРАЗЦОВАЯ» АНОМАЛИЯ
– Инициатива по разрешению конфликта, – считает Игорь Тимофеев, – должна исходить от муниципальных властей, но они, похоже, не на нашей стороне. В итоге расплачивается государство. На восстановление четырёх порушенных мачт и несущих проводов мы затратили уже свыше 1,3 миллиона рублей, и это ещё не окончательная сумма.
К тому же нет никакой гарантии, что «неустановленные лица» вновь не выведут из строя оборудование или же его высотный аналог, обслуживающий другую программу – радио «Маяк».
Логика вещей подсказывает: антенный комплекс нужно вынести за пределы города. К такому решению, собственно говоря, и пришли три года назад губернатор Красноярского края Александр Хлопонин и генеральный директор ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Геннадий Скляр, подписывая соглашение о развитии и модернизации телевидения, радиовещания и связи в регионе. Один из пунктов этого партнёрства предусматривает строительство нового передающего радиоцентра за чертой города с выделением для этого особых земель. Стороны должны также содействовать привлечению инвесторов для создания современного антенного комплекса с подводкой волоконно-оптических линий связи. Но всё пока остаётся на бумаге, поскольку не обозначено главное: площадка, которая устраивала бы по технологическим параметрам.
А ещё раньше у градоначальника Петра Пимашкова созывалось особое совещание, где также должна была решиться судьба радиоцентра. Если судить по протоколу, чиновников интересовал не столько вынос опасного объекта и подготовка необходимой документации, сколько дальнейшее отчуждение земель радиополя для расширения строительства жилья. И сегодня, стыдливо пряча докладные специалистов управления Роспотребнадзора о критическом пороге излучения, городские власти упорно продолжают возводить здесь жильё.
Арбитражные суды периодически наказывают строителей щадящими штрафами, в основном за оформление под строительство очередного земельного участка, а надо бы спросить по-крупному: за обман людей. Ведь самое большее, на что можно пойти в микрорайоне Ботанический с учётом факторов безопасности по сверхвысокочастотному излучению, – возводить дома не выше трёх этажей. А закладывать детские сады и школы в геопатогенной зоне – по меньшей мере преступление перед грядущими поколениями. Высотки, которые здесь появляются с завидным ускорением, скоро и впрямь сравняются с двухсотметровыми мачтами радиоцентра, приговорённого к сносу самой историей.
Можно, конечно, упрекать красноярцев в плохом изучении физики в объёме средней школы. Зачем же покупать квартиры там, где хорошо только кошкам и домашним цветам? Но потому-то и выбирают Ботанический, что ещё верят. И не риелторам вовсе, а властям, которые ну никак не могут быть врагами собственного народа и разрешать строительство жилья там, где оно явно противопоказано.
, КРАСНОЯРСК