Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 августа 2025 г.
  4. № 31 (6995) (06.08.2025)
Литература Библиосфера

На бесконечном берегу

08 августа 2025

Алиса Соколова

Леонид Юзефович. Мемуар. Стихи и переводы. 1965–2023. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2024. – 188 с. – 2000 экз.

Лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Национальный бестселлер» Леонид Юзефович известен как автор документальных романов-биографий «Самодержец пустыни» и «Зимняя дорога». Его перу принадлежат также романы «Казароза» и «Журавли и карлики», сборник рассказов «Маяк на Хийумаа», повесть «Поход на Бар-Хото».


На этот раз перед нами, совершенно неожиданно, – книга стихотворений Леонида Юзефовича. Кроме избранных стихов, написанных с 1965 го по 2023 й, в сборник вошло эссе «Автопортрет на фоне ямбов и хореев». Оно во многом отражает эволюцию взаимоотношений автора с поэзией: от способности к третьему классу «критически объяснить серию неприличных детских анекдотов, героями которых выступали два светила русской поэзии, дневное и ночное» (Пушкин и Лермонтов), и ужаснуться «кощунственности этих историй» до знакомства в университетские годы со стихами И. Бродского: «Тоненькую пачечку листов с бледной машинописью, пробитой через несколько слоёв копирки, в обстановке особой секретности дал мне на один вечер мальчик с нашего факультета». В эссе Леонид Юзефович вспоминает о творчестве значимых для него поэтов: А. Блока, Н. Заболоцкого, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, приводит факты своей биографии. В частности, мы узнаём, что первое стихотворение Юзефович написал, когда ему было шесть лет, впоследствии публиковался в заводской многотиражке «Мотовилихинский рабочий», пермской областной комсомольской газете «Молодая гвардия», поэтическом альманахе «Современники». Через какое-то время в газете «Звезда» вышла разгромная статья Виктора Астафьева о «Современниках». Леониду Юзефовичу тогда от него изрядно досталось. Цитируя Виктора Петровича, автор «Мемуара» называет его замечания резонными. И вспоминает выступление Астафьева на одном из вечеров поэтического клуба «Лукоморье» в Доме журналиста, где пи­сатель читал стихотворение Заболоцкого о «дереве печали» – сибирском кедре: «Пой мне песню, дерево печали! / Я, как ты, ворвался в высоту, / Но меня лишь молнии встречали / И огнём сжигали на лету». Спустя время в своей книге Леонид Юзефович размышляет об этом так: «…но я тогда не понимал, что Виктор Петрович читал о нём как о самом себе, тоже одиноко ворвавшемся в высоту и обречённом жить с «раной от огня» встреченных там молний».


Завершается эссе словами: «Жизнь оказалась длинной – и теперь, когда моя молодость приближается ко мне стремительнее, чем в былые годы от меня уходила, я опять полюбил стихи едва ли не больше всего на свете. Думаю, на остаток дней мне этой любви хватит». Стихотворения, составившие сборник «Мемуар», эту любовь безоговорочно подтверждают.
В первые три раздела книги («Ландшафты», «Лица» и «Голоса») вошли стихи, четвёртый составили переводы (из Честертона, Йейтса, Грейвза, Сэндберга).


На страницах сборника – и наблюдение за природой, и восхищение величием мира, и переосмысление – жизни, истории, литературы. Автор словно погружает читателя в разные эпохи.

Вот, например:

Мериме был младше Стендаля на двадцать лет,
но пережил его на тридцать и под конец жизни
вспоминал о нём с нежной иронией.
Такой тон младший из двух друзей
может позволить себе в том возрасте,
до которого старший не дожил.

Ряд стихотворений сродни песенным текстам, о чём часто напрямую свидетельствуют названия («Песня пятой стражи», «Монгольская песня», «Песенка Казарозы»). Вообще, внимание к музыке, звуку характерно для многих стихов Леонида Юзефовича, стоит только прислушаться к его строкам: «Как страницы великой книги, / За окном шелестят пески», «А рядом, как часы, стучат костяшки домино», «А тишь такая, что зрачки морозит. / Но вот в простенке задрожит свеча – / Закладывают склеп. Как капли оземь, / Всё глуше, глуше кирпичи стучат». А вот из перевода стихотворения Карла Сэндберга:

…и когда налетал ветер,
каждая травинка, словно копьё,
поднималась ему навстречу,
и ветер звенел, уколовшись,
таинственным игрушечным звоном.



Юзефович предельно внимателен к жизни – его интересуют и глобальные события, и частности, мелочи, из которых она и состоит. Время, вечность, история у Юзефовича одновременно масштабны и хрупки, они неразрывно соединены с природой, постоянно меняющейся, находящейся в развитии, в движении:

Надувшаяся к ночи Селенга,
Тугая, словно брюхо барабана,
Несётся, не вмещаясь в берега,
От скал Хангая до Хамар-Дабана.


Образы, связанные с берущей начало в Монголии и впадающей в Байкал Селенгой, с реками вообще, – зримы и объёмны: «Горячий ветер лижет Селенгу», «Минуя бесконечный берег, / На запад тянется река, / Кулик бревно шагами мерит / По кромке влажного песка». Река – это символ течения времени, истории, ход нашей земной жизни – то размеренной, то стремительной. В «Мемуаре» Юзефовича она разворачивается перед нами во всём своём величии. Может быть, именно в силу этого книга получилась в каком-то смысле «магической»: эти стихи завораживают и долго не отпускают.

Обсудить в группе Telegram

Алиса Соколова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Утопии и реалии

    08.08.2025
  • И сколько ни живи – всё будет мало

    08.08.2025
  • «Из сумерек к свету»

    07.08.2025
  • Сила жить дальше

    07.08.2025
  • Очередной подарок

    07.08.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Утрата Новости Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Поэзия Коми Эпоха и лица Музейное дело Анонс
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS