Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 января 2021 г.
Телеведение

«На честном слове и на одном крыле»

Героическая борьба не со стихией, а с собственным разгильдяйством

19 января 2021

«Огня! – кричат, – огня!» Пришли с огнём». Едва ли точнее Ивана Андреевича Крылова, незнакомого с новой кинолентой, можно выразить задачу и процесс работы над ней. Огня и жути тут более чем достаточно для зрителей, как и, подозреваю, для самих профессиональных «тушил», но не для режиссёра, который по ходу фильма, будто Петька из знаменитого анекдота, неустанно наращивал ставку – а стакан слезы сможешь? а кружку? а ведро?

Подозреваю, потому что два года и сам имел отношение к этой профессии, ходил в огонь, видел азарт и страх, гибель своих и чужих. Образы и характеры героев, их речь и юмор – убедительны. Но зачем усиливать реальный будничный героизм искусственными мелодраматическими красителями, усилителями и множителями? Да и на зрителей это на каком-то этапе перестаёт действовать. Один гвоздь вызывает боль, десяток – уже воспитывает рахметовых.

Сент-Экзюпери когда-то заметил, что совершенство достигается не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать. А вот здесь этого, увы, много. Особенно в концовке фильма, к сожалению, абсолютно выбивающейся из общей стилистики, скорее напоминающей краткий видеоотчёт о проделанной в фильме работе и достигнутых успехах. Может, повлияло завершение финансового года или неуверенность авторов в конечном эффекте, в интеллектуальном и эмоциональном уровне потенциальной аудитории. Даже механическим редакторским монтажом можно было бы отчасти устранить этот «баден-баден», спасти напряжение, динамику и искренность ленты. А так приходит на ум фраза, произнесённая Сталиным после одной из премьер Большого театра, – «Артисты нэ виноваты». К их ярким работам вопросов нет.

Но главный сценарный «прикол», пожалуй, в том, что МЧС трагически борется не со стихией, а с собственным разгильдяйством. Вылетают без запаса горючего, не предупреждают местных и попадают в кольцо огня, теряют лагерь, снаряжение, спутниковый телефон, лишаются связи с центром… Мне, как и сценаристу, тоже нравится незабвенный сериал «Место встречи изменить нельзя», где отважные муровцы гоняются за бандитами на стареньком трофейном автобусике, лихо напевая: «Бак пробит, хвост горит, и машина летит на честном слове и на одном крыле». Но ведь это было в сороковых прошлого века. Зачем надо было здесь-то задействовать дряхлую, с обломовским кряхтением отрывающуюся от земли винтокрылую героиню «Мимино»? Ещё одна скрытая киноцитата? Тонкий намёк на необходимость индексации работающим пенсионерам?

Тэги: Алексей Бархатов
Обсудить в группе Telegram

Алексей Бархатов

Алексей Бархатов Прозаик, публицист. Родился в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS