Очередной выпуск известной академической серии Института экономики РАН на этот раз посвящён актуальнейшей проблеме, которая не раз поднималась и в «ЛГ», – выбору модели общественного развития.
Ведь это лишь на первый взгляд кажется, что мы чётко определились в своём стремлении и все, засучив рукава, устремились на строительство светлого капиталистического будущего.
Стоит лишь взглянуть на результаты соответствующих соцопросов, и любому здравомыслящему гражданину станет ясно, что ничего ещё не понятно: ни гражданам, ни власти. Что строим, за чей счёт и на какие ресурсы рассчитываем?
Вот и доктор исторических наук, профессор Вячеслав Дашичев в своей новой работе «О путях России в будущее» констатирует: «Сегодня едва ли можно сказать, что Россия уже нашла своё «место под солнцем» и определилась в выборе своей общественной системы…»
Кстати, разрабатывать эту капитальную тему автор начал ещё в 2002 году, когда в «Литературной газете» опубликовал концептуальную статью «Трагическая цепь отвергнутых возможностей».
Причины происходящего, по мнению учёного, спрятаны в недалёком прошлом, когда провал горбачёвского реформирования страны напрямую привёл к капиталистической контрреволюции. При этом Дашичев уверен, что путь, на который «внутренние силы при содействии внешних толкнули страну» после государственного переворота 1991 года, глубоко чужд менталитету, традициям и национальным интересам нашего народа.
«Этот путь привёл к политической, экономической и нравственной деградации России и катастрофическому ухудшению её геополитического положения на международной арене», – считает автор. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что эта работа была подписана в печать в конце июля. И если бы автор писал её в конце августа – начале сентября, то, наверное, некоторые резкие констатации, особенно касающиеся новых геополитических контуров, смягчились.
Говоря о возможной политической и экономической модели развития для России, автор считает, что здесь оптимальным был бы так называемый третий путь – синтез лучших цивилизационных достижений западной системы с социальными и морально-эстетическими преимуществами социализма.
Автор называет это «конвергентным социальным обществом»… Хотя разве дело в названии? Нет, в политической воле.