Некоторое время назад, когда я работал в одном довольно крупном ведомственном журнале, частенько бывал по делам в таком замечательном, богатом на архитектурные памятники районе нашей столицы, как Замоскворечье. Редакция журнала располагалась тогда в самом центре города, и прогуляться оттуда пешком в хорошую погоду было одно удовольствие.
В перспективе Пятницкой улицы, слева, выделялся полукруглый фасад старинного особняка (нынешний номер 67/1). Именно его местоположение на углу с 1-м Монетчиковским переулком и обусловило столь оригинальное архитектурное решение.
Это двухэтажное строение, включённое ныне в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и известное как городская усадьба Толоконниковой, ведёт свою историю с рубежа XVIII – XIX столетий. Плавное скругление фасада оформлено портиком из четырёх полуколонн композитного ордера с мезонином в форме ротонды с полуциркульными окнами и куполом. Парадное крыльцо расположено в южном торце дома.
Что любопытно, и самый участок №67 возник совсем незадолго перед тем – в 1790-х годах – и принадлежал изначально коллежскому асессору И.З. Вишнякову. Правда, стояли там тогда невзрачные деревянные строеньица.
...Вечером 3 сентября 1812 года на улицах Замоскворечья показались первые французские разъезды. И тогда же огонь с подожжённых при отступлении наших войск барж с сеном и казённым хлебом перебросился в эту часть города. Поднявшийся на следующий день сильнейший ветер усилил бедствие – ни в одном из других районов древней столицы пламя не бушевало с такой неистовой силой, как здесь. Этому способствовала в основном деревянная застройка Пятницкой и Серпуховской частей.
Сильно пострадали и здешние довольно многочисленные каменные храмы (где пытались укрыться от красного петуха несчастные местные жители) и не столь тогда многочисленные каменные дома, в том числе и тот, о котором мы сегодня рассказываем. Ему, разумеется, потребовался ремонт.
К слову, как раз после Великого пожара появляется наиболее ранний документ, фиксировавший существование данного дома, – План города Москвы 1817 года Е. Челиева. Примерно в сей период хозяйкой особняка числится канцелярская жена Варвара Григорьевна фон Щепковская.
Спустя примерно два десятилетия по всему Замоскворечью – на Пятницкой, Большой Серпуховской, в Монетчиках – расселяется обширное семейство Толоконниковых, давшее Москве и врачей, и инженеров, и учителей. Но основным их занятием оставалась всё же торговля, в частности свечной промысел.
Удивительно, но, несмотря на то что описываемый нами особняк считается домом О.С. Толоконниковой, ни в каких источниках про эту купеческую даму нет ни слова! Известно лишь, что именно при ней (1840-е годы) здание пережило серьёзное вмешательство в свой облик, когда главный вход перенесли ближе к улице и сделали угловым. Был изменён и рисунок наличников верхних окон, а во дворе появились служебные корпуса. Внутреннее убранство дома тоже несколько раз переделывалось, так что от оригинальных интерьеров, увы, ничего не осталось.
А в 1852 году владельцем особняка становится московский купец Григорий Кириллович Соловьёв, затем некий Салов, который в 1889-м завещал эту свою собственность церкви Воскресения Христова (Словущего), что в Монетчиках, стоявшей неподалёку, в 5-м Монетчиковском переулке. Кстати, в приходе этого храма одно время жила семья будущего драматурга Александра Николаевича Островского – сюда она перебралась с Малой Ордынки в 1825-м. Воскресенской церкви бывший дом Толоконниковой принадлежал вплоть до 1917 года и, скорее всего, сдавался внаём. Сам храм был закрыт в начале 30-х годов, после чего вскоре снесён. Сейчас на его месте типовое здание школы.
Советское время, когда дом занимали коммунальные квартиры, а подвал – мастерские Учебно-производственного комбината № 2 Мосгоротдела Всесоюзного общества слепых, отмечено частичной переделкой барабанного окна: из полукруглого оно стало обычным прямоугольным. При этом вход сохранялся со стороны улицы. Позднейшие перегородки совершенно исказили внутреннюю планировку, а «архитектурно-декоративной обработки в интерьерах не существует» (Акт обследования и паспорт 1951 года). В 1990-х годах южная часть усадебной территории была отрезана под строительство нового дома на соседнем участке № 69.
А сейчас мы видим дом совершенно обновлённым. Как и многие другие особняки, формирующие уникальный исторический облик центра Москвы, он находится в ведении Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России. В ходе недавней реставрации, проведённой ГлавУпДК и специализированными организациями, по боковым фасадам добавлены пилястры, вход же перенесён обратно на дворовый фасад. Особняк стал выше. По-иному – в соответствии с исторической правдой – выглядит обрамление окон, а тому, что в барабане, вернули прежний вид. Оба главных фасада – уличный и уходящий в переулок – по-прежнему смотрятся крыльями, разлетающимися от полукруглого угла здания. После реставрации вид строения преобразился, и оно вернуло себе очарование первоначальной архитектуры.
КСТАТИ
Упоминания о толоконниковском доме включены практически во все издания, посвящённые московским архитектурным памятникам. Именно упоминания – но при этом никакой конкретики! Наверное, это можно объяснить его достаточно обычной для зодчества конца XVIII столетия судьбой. Эпоха невиданного расцвета архитектуры и градостроительства в Москве изобиловала подобными шедеврами. Не все из этих зданий дошли до наших дней, но чем дальше развитие нашего города удаляется от «золотого века классицизма», тем более ценным становится каждый уцелевший архитектурный шедевр.