Документальный сериал «Русские без России» отмечен правительственной премией
Они покидали Родину, дабы мир познал её тайну
ЗА БОРТОМ ИСТОРИИ?
Кто-то удачно заметил, что русских в XX веке разнесло по всему свету исключительно для того, чтобы о настоящей России всерьёз узнал весь мир. Нынче почти нет стран, где нельзя заметить главки православных храмов, где случайно на улице не услышишь русскую речь, где среди людей по повадкам и жестам не узнаешь соотечественника. Всего этого нельзя было даже предположить и сотню, и двадцать лет назад. Конечно, «при царе» люди ездили, путешествовали и на языках других разговаривали. Однако тогда самодостаточность российской цивилизации притягивала в качестве некоего духовного магнита – обратно, восвояси, в родные пенаты, к себе, домой. Серьёзная миграция «туда» просто отсутствовала.
Кто-то скажет: а можно ли о вынужденной эмиграции сразу после переворота в 1917 году говорить как об освоении мира? Не кощунство ли? Стоила ли любая миссия великих жертв и страданий миллионов людей? Не является ли отрыв от родины самым опасным и тяжким испытанием, которого не самая худшая часть нашего общества удостоилась не совсем заслуженно? Ведь вынужденно уехавшие люди, спасаясь от неминуемой смерти в период Гражданской войны, потеряли всё: собственность, средства существования, отчий кров, родственников, любимых, друзей, соратников, родную землю, наконец. Не слишком ли большая цена? Были среди них и те, кто ушёл с оружием в руках, не подчинившись произволу. Но и они оставили ВСЁ!
Сегодня, по прошествии времени, мы можем говорить на эту тему более спокойно и обдуманно. Теперь понятно, что не стоит рубить сплеча или сгоряча. Важно не копание в «правде», а реалистичный взгляд на события и судьбы людей. В ситуациях революций и кровавых переворотов, порождающих массовые жертвы, найти саму правду, а тем более истину почти невозможно. Бывают дни, месяцы и годы, когда всеобщий хаос разрушения овладевает массами, эффект толпы, известный психологам, срабатывает в своём абсолюте. Где уж тут искать обвинителей или виноватых!
Однако со временем выявляются и таковые. Новый сериал объясняет в подробностях, как кто-то искусно и искусственно разделил нацию, чтобы русские убивали как можно больше русских. И тема эта становится крайне интересной, актуальной и даже буквальной подсказкой для решения проблем нашего ближайшего будущего.
Именно об этом, как мне кажется, рассказывает один из важнейших историко-публицистических циклов современности – документальный сериал «Русские без России», созданный и продолжающийся в течение последних лет.
Неслучайно творцы фильмов отмечены особой наградой. Вручение премии правительства Российской Федерации 2008 года в области культуры состоялось на днях в российском Белом доме. Среди награждённых – создатели уникального сериала: Елена Чавчавадзе – вице-президент Российского фонда культуры (работа в фонде могла бы ей помешать отсутствием времени и занятостью, но она успела во всём, включив в свой интеллектуальный потенциал долгий опыт работы на Центральном телевидении), Валерий Демин – сценарист, Галина Огурная – режиссёр, Юрий Ермолин – кинооператор и Сергей Шумаков – генеральный продюсер телеканала «Россия», показавший важность данной темы без оглядки на власть пустых рейтингов. Поздравляем! Но и поговорим о проекте более основательно.
ВАЖНА ИНТОНАЦИЯ
На самом деле авторы назвали сериал так: «Русскiе без Россiи». Разницу почувствует только тот, кто понимает отличие слов «мир» и «мiр». Исчезновение из русского алфавита буквы «i» с точкой повлекло выпадение из нашего сознания понятия «мiр». На планете Россия и в головах наступило время войн. Гражданская схватка очень точно и выверенно показана создателями фильмов. Осторожно, деликатно, без истерик. С необходимой интонацией.
А надо ли сегодня сталкивать белых и красных? Братоубийственная война была трагедией народа, в ней погибали лучшие.
Сериал является продолжением общего цикла фильмов от команды Никиты Михалкова, начинался он как «Русский выбор». Мы впервые увидели множество новых документов, кинохронику тех лет, освещение событий и биографий предстало с нестандартных позиций. Как говорит Елена Чавчавадзе, автор, инициатор и, что греха таить, фактический создатель всех этих циклов, при работе над фильмом «Лев Троцкий. Тайна мировой революции» стало понятно, что Гражданская война вообще была инспирирована, она могла и не произойти. Сегодня же забытые идеи тех, кто тогда «проиграл», становятся достоянием разумной общественности. Например, партия «Единая Россия» открыто выступает за «великую, единую и неделимую», хотя ещё 20 лет назад это казалось немыслимым. Английский журналист Пол Робинсон (Лондон) неожиданно заметил даже то, что «правда В.В. Путина – белая», имея в виду, что идеи нынешнего премьера страны о процветании народов России под единой крышей сходны с теми лозунгами, которые выдвигали когда-то борцы против наступающего большевизма. Даже если это и не совсем точно, рассказ о людях русского зарубежья, о том, что они пережили и о чём мечтали, сегодня крайне важен. Они находились вдалеке, долго молчали, осторожничали. Но теперь наступило время открытого разговора.
По этой причине сериал с огромным интересом встречают не только за рубежом, но и по всей России. Небезынтересен факт, что современные российские офицеры смотрят некоторые фильмы из сериала стоя. И это их человеческий выбор.
А БЕЗ РОССИИ ЛИ?
Уже вышедшие 18 фильмов открыли панораму русского мира. Сначала была Европа, потом появились многие города, среди них – Шанхай и Корея, Харбин и Сан-Франциско. Везде, где русские создали свои центры. В итоге появилась и трагическая видеоэпопея «Галлиполийское стояние», где боль о несбывшейся жизни на родине была показана в особенной полноте. Мне доводилось самому снимать русских первой волны эмиграции за рубежом на разных континентах, участвовать в съездах в Латинской Америке и Европе, перевозить из-под Парижа в Москву с Фондом культуры прах писателя И.С. Шмелёва. В 1989 году я впервые попал и в турецкий посёлок Галлиполи, где меня поразило, как в этой пустыне могла выжить огромная армия, ушедшая из Крыма! После всего увиденного в реальности сериал пронзает сердце и душу своей документальной правдивостью. Хотя название цикла – «Русские без России» – несколько провоцирует, заставляет подумать и вот о чём. В самом деле, кто больше сохранял настоящую Россию – те, кто остался после 1918 года в Стране Советов, или те, кто её покинул? Кто в реальности был и жил с Россией, с исторической родиной, с её идеалами, верой, её прошлым и будущим? Те, кто разрушал «мир до основания», чтобы «ничто» стало «всем»? Или те, кто хранил в душе глубокие традиции, строил на последние копейки храмы и приходы от Аляски до Южной Африки и Австралии, издавал газеты и журналы на русском языке с «ятями», писал философские труды и создавал образцы настоящей литературы с неповторимой и уже забытой родной речью? Кто, к примеру, ближе русскому духу – ныне забытый пролетарский поэт Демьян Бедный или академик и лауреат Нобелевской премии, эмигрант поневоле Иван Бунин? Русские жили по всему миру с Россией, и только с ней. Не то что нынешняя «денежная» иммиграция, считающая престижным образование своих детей за рубежом, лишь бы только не говорили на русском и обратно на родину не возвращались.
Почему же авторы назвали сериал так? Думаю, причины были. Существует особое и вроде бы банальное понятие – ностальгия. Его с неповторимой силой выразил в кино, например, также вынужденный эмигрант XX века – Андрей Тарковский в одноимённом фильме «Ностальгия». Суть и смысл этого слова в том, что даже если ты где-то далеко живёшь Россией, с мыслью о ней засыпаешь и просыпаешься, всё равно невозможность вернуться и физическое отдаление от родины приносит совершенно необъяснимые страдания, которые ни с чем не сравнимы. Без далёкой России почти за столетие вымерло под корень несколько поколений эмиграции, уникальный пласт русского общества, унеся с собой то, что мы сегодня почти не в состоянии восполнить. Хотя как только стали выходить фильмы цикла, многие эмигранты начали отдавать ценные архивы и произведения искусства Российскому фонду культуры. И стало ещё более ясно, что никакие современные достижения не могут сравниться с величием духа, растворившегося ныне в наследии русских, обживших весь мир в XX веке.
Реконструкцией идей и идеалов русских вне родины, собственно, и заняты создатели сериала, очередное продолжение которого мы, надеюсь, увидим и в дальнейшем. Он стал ярким виртуальным проявлением опыта, накопленного планетой Россия, с помощью которого наши дети и внуки будут изучать её настоящее и потенциальное будущее.