А скрепки купить не на что
После смещения предыдущего министра образования появилась надежда, что школа, как и страна, начнёт работать с державным, патриотическим уклоном. Но... Новый министр с ещё большим рвением продолжил политику «подлаживания» под западные стандарты. Судя по результатам, под самые никудышные.
Чего стоит одно только глобальное тестирование. Те, кто составляет тесты, по оценкам всех наших учителей, далеки и от школы и от программы. Каждый год мы обнаруживаем в заданиях ошибки или некорректно поставленные вопросы, но ещё не приходилось слышать, чтобы кто-то понёс за это наказание. В прошлом году нашей золотой медалистке (!) по математике поставили оценку «три»! После первой апелляции выяснилась ошибка компьютера, после второй – недобросовестная проверка заданий группы «А» и «Б». В результате балл был повышен с 42 до 75, оценка с «трёх» до «пяти»!
ЕГЭ большинство учителей считают дорогостоящим маразмом. Первые два года пункты приёма экзамена (ППЭ) создавались только в крупных населённых пунктах, куда учащихся доставляли вертолётами (!), один час полёта на которых стоит более 1000 долларов. Селили их в спортзалах и клубах. Ну и кто не знает, что такое группа подростков ночью, вдали от родителей? О каком качестве сдачи экзамена на следующее утро может идти речь?
Три года назад Комитет по образованию Ханты-Мансийского района добился проведения ЕГЭ на местах. Это облегчило жизнь выпускников и учителей, но не изменило отношения к единому экзамену. Мне, к примеру, не приходилось слышать, чтобы сертификат о сдаче ЕГЭ позволил кому-нибудь поступить в престижный вуз. С нас, северян, везде спрашивают деньги. Будь ты хоть семи пядей во лбу, а платить за высшее образование придётся.
Если система не оправдывает себя, то на что мы тратим государственные средства?
Ещё один миф – перегрузка учащихся. В советские времена выпускники сдавали экзамены по всем предметам и никто не страдал от перегрузки, зато у всех были серьёзные базовые знания по всем предметам. Почему возникли перегрузки сегодня? Да потому, что появилось огромное количество новых дисциплин: «социология», «эстетика», «право», «экология», «экономика», «ОБЖ», «валеология» и т.д. и т.п.
На всё нашлись часы, кроме Основ православной культуры. Их заменили какими-то Основами религиозных знаний, где всё свалено в кучу.
Между тем в нашей школе есть опыт работы в этом направлении, и он однозначно положителен. Факультативный курс «Основы православной культуры», «Библейские истории» посещали 36 человек из параллели 11 классов (численность всей параллели 65 человек), курс «Русские воины и полководцы» – треть учащихся 8-х классов. Огромный резонанс в душах детей вызвали мероприятия, посвящённые Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Александру Невскому, маршалу Жукову, русской иконописи, Рождеству, Светлому Христову Воскресению. При этом в подготовке и проведении мероприятий добровольно и наравне с детьми славянских национальностей участвовали и мусульмане, которых в школе около 5%. Дети уже давно знают и не возражают против отсутствия дискотек и развлекательных мероприятий в последнюю седмицу Великого Поста и в определённые дни Рамадана.
Сегодня указанные выше курсы уже не проводятся. Остался только факультатив по Основам православной культуры в среднем и старшем звене. Добровольный, подкреплённый заявлениями, а то как бы чего не вышло...
Будущее наступает сегодня. За него надо бороться. А страна, которая не заботится о просвещении своего народа, будущего не имеет.
, директор МОУ СОШ, член СП России, п. ГОРНОПРАВДИНСК Ханты-Мансийского района