Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 ноября 2024 г.
  4. № 45 (6959) (13.11.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

На ерунду миллионы ухлопываете, а на изобретателя смотрите кривенько

Как осуществились мечты Ивана Матросова

13 ноября 2024
Изобретатель тормозных систем Иван Матросов

Железные дороги России в начале ХХ века были на слуху не только благодаря росту и развитию своей инфраструктуры, но и, увы, совсем по другой причине: на маршрутах случалось множество крушений и катастроф, гибла техника, гибли люди. Анализ трагедий показал – едва ли не половина из них происходила из-за отказов тормозов подвижного состава и связанных с этим разрывов и саморасцепов. Трудно поверить, но на родине паровозов проблему их тормозной системы за долгие годы окончательно так и не решили. Пока наконец за дело не взялись русские Кулибины…

Иван Константинович Матросов родился в семье сапожника в селе Малые Соли Ярославской области. Учился в ремесленной школе. Подростком глаз не мог оторвать от поездов и однажды дал себе слово, что будет работать с современной техникой, на железной дороге. Начал трудовой путь в 1904 году, в 17 лет, в железнодорожном депо города Рыбинска. Сначала слесарем, потом – помощником машиниста и наконец машинистом. Так сбылась его первая мечта. Но была и вторая – учиться, побольше узнать о мире механизмов. Осуществляя её, после революции Матросов окончил петроградское училище техников путей сообщения, причём многое изучал самостоятельно, помимо программы.

В те времена в пассажирских поездах имелись воздушные тормоза конструкции Джорджа Вестингауза, американского инженера и предпринимателя, основавшего компанию «Вестингауз Электрик». В грузовых же составах использовались ручные тормоза. Их обслуживали специальные «тормозильщики», чья работа вызывала немало нареканий: непросто было в любую погоду и в любое время суток оперативно и вручную исполнять указания машиниста. Инженеры уже тогда понимали, что это анахронизм. Понимал это и Матросов, работавший начальником поезда на Северо-Западной железной дороге и собственными глазами наблюдавший, как часто случаются аварии или опоздания из-за неточной работы «тормозильщиков». В итоге он взялся за разработку автоматического тормоза для тяжёлых составов и каждый вечер что-то чертил в блокноте…

Профессия – тормозильщик. Американская версия

Заявку на своё изобретение Матросов направил в Народный комиссариат путей сообщения в начале 1926 года. И тут началась волокита. Инженер не мог дождаться испытаний своего тормоза, и ответы чиновников не предвещали быстрого решения вопроса. Что ему оставалось делать? Во времена нэпа связи с иностранными фирмами в Советском Союзе не были редкостью. Представители американской фирмы «Френкель» сразу оценили перспективность советского изобретения и заплатили Матросову колоссальную сумму в долларах. Этот эксцесс расследовала специальная комиссия грозной Рабоче-крестьянской инспекции. В итоге действия Матросова признали «неправильными», но основную вину за случившееся возложили на работников наркомата. Об этом деле писали газеты – и изобретатель прославился на всю страну.

Вердикт звучал так: «Комиссия постановила просить наркома путей сообщения наложить строгие взыскания на лиц, виновных в невнимательном отношении к изобретению тов. Матросова. При этом комиссия считает нужным обеспечить тов. Матросову <...> условия работы по совершенствованию его изобретения при условии, что его дальнейшая работа в области тормозного дела будет направлена исключительно в интересах СССР».

В «Комсомольской правде» незамедлительно появилось стихотворение Владимира Маяковского:

Товарищи хозяйственники!

Ответьте на вопрос вы –

Что сделано, чтоб выросли

Казанцевы и Матросовы?

Вы

на ерунду

миллионы ухлопываете,

а на изобретателя

смотрите кривенько.

Миллионы

экономятся

на массовом опыте,

а вы

на опыт

жалеете гривенника…


Тема железнодорожных тормозов в то время вызывала жаркие споры. Молодые инженеры и техники готовы были часами дискутировать, сравнивая разные варианты их конструкции. В Московском клубе железнодорожников имени Кухмистерова, например, даже проходили публичные суды над тормозом Вестингауза – с обсуждением отечественных новаторских предложений. Потому что появилось сразу несколько разработок тормозных систем, превосходивших мировые аналоги. Одну из них создал Флорентий Казанцев, другую – Бронислав Карвацкий. Однако наиболее эффективным оказался проект Ивана Матросова. Это показывали не только теоретические дискуссии, но и практические испытания. Решающая проверка изобретения состоялась на Джаджурском перевале Закавказской железной дороги. Экспериментальный поезд оснастили тормозными системами трёх типов – и матросовская показала себя с лучшей стороны. В результате матросовский автоматический тормоз (несколько модифицированный, чтобы не вызывать протестов американцев) на советских железных дорогах стали внедрять повсюду – к 1935 году новым узлом, серийное производство которого освоили на Московском тормозном заводе, удалось оснастить все грузовые поезда в СССР. Самого же «рабочего-изобретателя», ставшего героем газетных полос, наградили орденом Ленина.

Эту надпись до сих пор можно встретить на огромном количестве железнодорожных составов

Внедрение тормозной системы Матросова позволило за счёт резкого сокращения тормозного пути значительно увеличить вес и длину составов. Специальность «тормозильщика» ушла в прошлое, поскольку теперь торможением всех вагонов мог управлять машинист. С течением времени изобретатель разработал модификации своей системы и для поездов Московского метрополитена, и для пассажирских составов.

В марте 1941 го Матросову присудили Сталинскую премию – за изобретение тормоза и концевого крана. А во время Великой Отечественной Иван Константинович предложил вариант своего тормоза, предназначенный для санитарных поездов, – с особо плавным торможением. Эта разработка позволила увеличить длину санитарных поездов вдвое – а главное, спасла тысячи жизней. В годы войны машинисты сполна ощутили важность матросовского изобретения – тормоз помогал им маневрировать во время бомбёжек даже на сложных участках дорог.

Вокруг изобретений и новаций всегда разгораются споры, целые сражения амбиций. Вот и Матросову не раз приходилось доказывать свой приоритет. Но главное — он постоянно совершенствовал технологии. В 1940 году он предложил со­единить общим проводом тормозные ци­линдры паровоза и тендера при одном воздухораспределителе на паровозе. Это изобретение запатентовал другой инженер, Матросова же огорчало, что внедряли это изобретение с существенными ошибками… В 1950 году Управление по изобретениям и открытиям признало его правоту.

За 40 лет работы Матросов получил 53 авторских свидетельства на изобретения в области систем железнодорожных автоматических тормозов. Талант, влюблённый в своё дело, он оставил после себя не только множество задумок и разработок, но и целую инженерную школу. Наследие выдающегося изобретателя известно во всём мире, а в современных грузовых составах до сих пор применяются различные модификации матросовских воздухораспределителей тормозных усилий.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS