Учреждена Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при президенте РФ. Комиссии надлежит обобщать и анализировать информацию о фальсификациях исторических фактов, направленных на умаление международного престижа России. А также вырабатывать стратегии противодействия подобным попыткам, которых в последнее время становится всё больше. О чём много писала на своих страницах «Литературная газета».
Идея создания комиссии, которая исследовала бы различного рода фальсификации, направленные на принижение достоинства нашего народа и его вклада в Великую Победу над фашизмом, которая устанавливала бы и защищала историческую правду, совершенно верная.
Такого рода комиссии существуют в большинстве стран Европы. Например, есть Государственная комиссия по изучению национальной истории в Англии. Имена её членов мало кто знает, но хорошо известно, что она призвана обосновывать и защищать легитимность политических институтов и политической власти страны. Так что в самом факте обращения на государственном уровне к истории нет ничего опасного для науки, свободных дискуссий и исторических исследований.
Надо сказать, идея создания такого органа у нас задержалась лет на пятнадцать. Раньше надо было это делать. Когда существовала угроза торжества исторического нигилизма, когда принижались наше национальное достоинство, наши исторические победы, когда чуть ли не отрицался наш вклад в мировую культуру. Это была эпоха смердяковщины. Тогда под идеологическим натиском Запада многие наши историки заговорили об истории России как о «чёрной дыре», где были только сплошные неудачи, поражения, бессмысленное насилие, ненужные жертвы. Только и были слышны рассуждения, что мы – народ, у которого нет ничего хорошего и достойного в прошлом и попросту нет будущего. Вот когда ещё государству нужно было, опираясь на историческую правду, заняться оздоровлением морально-политической ситуации, защитить достоинство народа.
С тех пор многое переменилось. Люди сами поняли, что нельзя нигилистически относиться к своей стране, к своим отцам и дедам. И сегодня уже практически никто не сомневается в величии той же Победы. На мой взгляд, главное, чего мы должны добиваться, говоря о подвиге и героизме нашего народа в годы войны, это возвращение в наше общественное сознание идеи служения своему Отечеству. Идеи, которая была забыта и отодвинута в сторону в последние годы. Но на которой держалась вся история России.
Правда, сегодня порой патриотический энтузиазм перехлёстывает через край. А нам надо думать не только о значении Победы для нашей страны и всего мира, но и о цене, которая была за неё заплачена. О том, как эта цена сказалась на нашем развитии. Чтобы видеть правду во всём её многообразии, нужны мужество и мудрость. В 60-е годы, например, это было.
Есть некоторое опасение, что защита Великой нашей Победы от попыток преуменьшить или даже опорочить её может привести к реабилитации ошибок и просчётов, которых было допущено немало и до войны, и во время неё. Нельзя нам тут быть слепыми, нельзя скатываться сугубо к советскому, пропагандистскому взгляду.
Я сразу вспоминаю спор, который возник на одном из народных соборов между покойным Патриархом Алексием II и лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, который утверждал, что мы победили только благодаря советской системе, советскому строю. А с точки зрения Церкви война стала победоносной только тогда, когда она стала всенародной, когда народ осознал, что идёт борьба не за сохранение социалистического государства, идёт смертельная схватка за его, народа, судьбу, за его право на жизнь.
Так что есть очень серьёзные моменты, которые комиссии необходимо будет учитывать в ходе работы. Среди исторических фактов существуют бесспорные, такие, как Победа. Они вне политики, выше споров. Это абсолютная ценность. Но есть моменты в нашей истории, отношение к которым зависит сугубо от идеологической парадигмы.
В нашем обществе, например, до сих пор существуют два прямо противоположных взгляда на то, что произошло в стране после распада Советского Союза. С одной стороны, считается, что у нас была антикоммунистическая революция, было покончено с советским тоталитаризмом, который был историческим тупиком, мы встали на европейский путь развития – право, рынок, частная собственность… С другой стороны, существует советский взгляд на произошедшее, его совершенно советская оценка. У нас так и нет здесь однозначного государственного ответа на этот вопрос. А без него мы обречены плутать в идеологических тупиках и противоречиях. Возможны ли в такой ситуации чёткие исторические оценки вообще?
Код для вставки в блог или livejournal.com:
На историческом фронтеУчреждена Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при президенте РФ. |
КОД ССЫЛКИ: |