Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 февраля 2025 г.
  4. № 6 (6970) (12.02.2025)
Телеведение

На измене

В прокате – «Злой город» Константина Буслова

13 февраля 2025
Кадр из фильма «Злой город»

Злым Батый назвал Козельск после неожиданного, упорного и длительного сопротивления не самого большого русского города. Подвиг Козельска вошёл в народную память наравне с битвой на Чудском озере и Мамаевым побоищем.

Древняя Русь в последние годы на экране появляется всё чаще, мы писали о «Викинге», снятом очень богато и красиво, но фильм вызвал большие споры относительно трактовки истории крещения Руси. Не так богата, но интересна и бесспорна была «Легенда о Коловрате», писали мы и о «Сердце пармы», большом историческом полотне, посвящённом присоединению к России Пермского края, – однако создатели, похоже, этому обстоятельству были не рады и соответствующим образом подали историю: главный герой – предатель, перешедший на сторону врага, русский царь – агрессор, а православные проповедники – жестокие тираны, крестившие язычников-пермяков, загнав их всех зимой (!) в реку.

И вот – «Злой город». Конечно, история отчаянного, героического сопротивления небольшого города огромному войску Батыя волнует сама по себе. Козельск – символ русского сопротивления, непокорённости. Герои вызывают сочувствие. Но не совсем верными и соответствующими историческим масштабам показались, так сказать, несущие конструкции сюжета.

Простительно, что время года поменяли (весну на зиму), хотя распутица и разлив рек очень помогли защитникам продержаться целых семь недель. Однако уж слишком мелким показан «Злой город». Кто не был в Козельске, очень рекомендуем посетить это чудесное место неподалёку от Оптиной пустыни. Конечно, Козельск не Киев, не Рязань, но всё же не такой маленький и малонаселённый городок, как в фильме, и крепость тамошняя была довольно большой, живописно расположенной на высоком холме, над речками Жиздра, Другусна, Клютома и Орденка, крайне удачно для её обороны окаймлявшими козельскую крепость. В фильме же – небольшая крепость на небольшом холме.

В вылазке дружины горожан «Злого города» участвуют всего пара десятков воинов. Это смотрится бедновато. Историки утверждают, что в отчаянной контратаке, которой монголы не ждали, погибло более двух сотен дружинников, но, видимо, бюджет фильма не позволил снарядить такую многочисленную массовку. Жаль.

Понравился сюжет, однако не все линии показались правильными. Убедительно традиционное соперничество двух добрых молодцев (Александр Метёлкин и Владимир Любимцев) за сердце русской красавицы-воительницы (Леонела Мантурова). Мужчины бьются друг с другом, а потом, когда пришёл враг, вместе с возлюбленной отдают свои жизни, защищая город. Но их линия слишком пунктирная, а могла бы быть главной в сюжете. Главнее здесь почему-то другие герои.

Натша (Алексей Гуськов)

Это – Натша (Алексей Гуськов). После битвы на Калке, которую русские и половцы пятнадцатью годами ранее проиграли монголам, он попал к ним в плен и перешёл на службу к врагу. Теперь хочет искупить вину. Воевода Козельска Вадим (Алексей Розин) предателю, понятное дело, поначалу не доверяет. Хороша Аглая Шиловская в роли княгини, муж которой погиб на Калке; немного отвлекает, правда, непонятная связь её с этим воеводой – кто он ей? Слишком изнежен юный князь (Митя Махонин), тогда в 14–15 лет юноши уже были воинами, а в фильме же сомневаешься: мальчик это или девочка.

Большое впечатление произвели стенобитные машины, осадные катапульты и камнемёты монголов, хорошо и очень страшно сняты летящие в козельскую крепость снаряды, приносящие страшные разрушения, правда, во время вылазки осадные снаряжения врага защитникам крепости удалось уничтожить.

Немного покоробило, что большую часть гарнизона крепости составили русские тати (разбойники) под руководством Берендея (Алексей Шевченков) и Улыбы (Максим Белобородов). Хорошо, что они перешли, как говорится, на сторону народа, но такое ощущение, что город защищают только они – так мало собственно народа, дружинников.

Ни в исторических источниках, ни в сказаниях о «злом городе» ничего не сказано не только о татях, вставших на защиту города, но и о купцах-изменниках, предающих его монголам (Дмитрий Куличков и Артём Волобуев), однако в фильме они играют важную роль. Конечно, тема предательства и уголовников очень современная, но стоило ли древних русских героев пачкать этой злободневностью?

С благодарностью стоит отметить язык фильма (автор сценария Вадим Голованов), он в меру архаичен, но абсолютно понятен, и нет в нём современных словечек, часто проскакивающих в других фильмах о героях древности.

В создании исторического кино важно добиться такого уровня достоверности, чтобы зрители поверили героям и пошли за ними. Удалось ли это в полной мере «Злому городу», покажет прокат.


Тэги: Премьера
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS