Злым Батый назвал Козельск после неожиданного, упорного и длительного сопротивления не самого большого русского города. Подвиг Козельска вошёл в народную память наравне с битвой на Чудском озере и Мамаевым побоищем.
Древняя Русь в последние годы на экране появляется всё чаще, мы писали о «Викинге», снятом очень богато и красиво, но фильм вызвал большие споры относительно трактовки истории крещения Руси. Не так богата, но интересна и бесспорна была «Легенда о Коловрате», писали мы и о «Сердце пармы», большом историческом полотне, посвящённом присоединению к России Пермского края, – однако создатели, похоже, этому обстоятельству были не рады и соответствующим образом подали историю: главный герой – предатель, перешедший на сторону врага, русский царь – агрессор, а православные проповедники – жестокие тираны, крестившие язычников-пермяков, загнав их всех зимой (!) в реку.
И вот – «Злой город». Конечно, история отчаянного, героического сопротивления небольшого города огромному войску Батыя волнует сама по себе. Козельск – символ русского сопротивления, непокорённости. Герои вызывают сочувствие. Но не совсем верными и соответствующими историческим масштабам показались, так сказать, несущие конструкции сюжета.
Простительно, что время года поменяли (весну на зиму), хотя распутица и разлив рек очень помогли защитникам продержаться целых семь недель. Однако уж слишком мелким показан «Злой город». Кто не был в Козельске, очень рекомендуем посетить это чудесное место неподалёку от Оптиной пустыни. Конечно, Козельск не Киев, не Рязань, но всё же не такой маленький и малонаселённый городок, как в фильме, и крепость тамошняя была довольно большой, живописно расположенной на высоком холме, над речками Жиздра, Другусна, Клютома и Орденка, крайне удачно для её обороны окаймлявшими козельскую крепость. В фильме же – небольшая крепость на небольшом холме.
В вылазке дружины горожан «Злого города» участвуют всего пара десятков воинов. Это смотрится бедновато. Историки утверждают, что в отчаянной контратаке, которой монголы не ждали, погибло более двух сотен дружинников, но, видимо, бюджет фильма не позволил снарядить такую многочисленную массовку. Жаль.
Понравился сюжет, однако не все линии показались правильными. Убедительно традиционное соперничество двух добрых молодцев (Александр Метёлкин и Владимир Любимцев) за сердце русской красавицы-воительницы (Леонела Мантурова). Мужчины бьются друг с другом, а потом, когда пришёл враг, вместе с возлюбленной отдают свои жизни, защищая город. Но их линия слишком пунктирная, а могла бы быть главной в сюжете. Главнее здесь почему-то другие герои.
![Натша (Алексей Гуськов)](/upload/articles/bcd/ny5x1vat62m7o4t25048iztri40d38ug.jpg)
Это – Натша (Алексей Гуськов). После битвы на Калке, которую русские и половцы пятнадцатью годами ранее проиграли монголам, он попал к ним в плен и перешёл на службу к врагу. Теперь хочет искупить вину. Воевода Козельска Вадим (Алексей Розин) предателю, понятное дело, поначалу не доверяет. Хороша Аглая Шиловская в роли княгини, муж которой погиб на Калке; немного отвлекает, правда, непонятная связь её с этим воеводой – кто он ей? Слишком изнежен юный князь (Митя Махонин), тогда в 14–15 лет юноши уже были воинами, а в фильме же сомневаешься: мальчик это или девочка.
Большое впечатление произвели стенобитные машины, осадные катапульты и камнемёты монголов, хорошо и очень страшно сняты летящие в козельскую крепость снаряды, приносящие страшные разрушения, правда, во время вылазки осадные снаряжения врага защитникам крепости удалось уничтожить.
Немного покоробило, что большую часть гарнизона крепости составили русские тати (разбойники) под руководством Берендея (Алексей Шевченков) и Улыбы (Максим Белобородов). Хорошо, что они перешли, как говорится, на сторону народа, но такое ощущение, что город защищают только они – так мало собственно народа, дружинников.
Ни в исторических источниках, ни в сказаниях о «злом городе» ничего не сказано не только о татях, вставших на защиту города, но и о купцах-изменниках, предающих его монголам (Дмитрий Куличков и Артём Волобуев), однако в фильме они играют важную роль. Конечно, тема предательства и уголовников очень современная, но стоило ли древних русских героев пачкать этой злободневностью?
С благодарностью стоит отметить язык фильма (автор сценария Вадим Голованов), он в меру архаичен, но абсолютно понятен, и нет в нём современных словечек, часто проскакивающих в других фильмах о героях древности.
В создании исторического кино важно добиться такого уровня достоверности, чтобы зрители поверили героям и пошли за ними. Удалось ли это в полной мере «Злому городу», покажет прокат.