На удивительных всё-таки качелях качается Сергей Безруков! Какая амплитуда колебаний! Он един в ста лицах: то говорит за куклу Ельцина, то за мультяшного князя Владимира, то Саша Пушкин он, то Саша Белый, то деревенский участковый, то… Маленький принц!
В рамках абонемента «Сказки с оркестром» на сцене Концертного зала имени Чайковского артист прочитал сказку Антуана де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» – выбор самого Безрукова, как и музыка Дебюсси, Равеля и Сен-Санса в качестве «иллюстраций» стала выбором дирижёра Владимира Понькина, вставшего за пульт оркестра Московской филармонии.
Безруков уже участвовал в подобном проекте: два года назад в Санкт-Петербурге во внутреннем дворике Эрмитажа читал письма Моцарта. Тогда билеты на концерт можно было достать день в день, нынче же – аншлаг. Билеты были проданы месяца за два до концерта. Почему такой ажиотаж? Дело, на мой взгляд, не только в удачном синтезе жанров, просто соскучились мы, пожалуй, по чтецким программам, по театру одного актёра. Бабушки и дедушки, приведшие своих внуков в зал Чайковского, ещё помнят ставшую уже почти легендой радиопрограмму «Театр у микрофона». Абонемент «Сказки с оркестром» предложил зрителям прекрасную программу: «Аленький цветочек» Аксакова, «Волшебное кольцо» Шергина, сказки Пушкина, «Волшебная лампа Аладдина», а актёры какие – Екатерина Гусева, Сергей Гармаш, Павел Любимцев… И Сергей Безруков в таком «детском» проекте более чем на месте: есть у него редкий дар – умение что-то такое со своей природой сделать, чтобы неожиданно стать человеком без возраста.
Когда речь заходит о Безрукове, нередко вспоминают характеристику Олега Табакова, выданную им своему ученику: «Он набрасывается на работу, аки лев голодный. В нём не растрачен актёрский пыл, который ему дан от природы… После завоевания разнообразных наград можно работать вне театра и меньше. Я бы предпочёл, чтобы недовольство собою осталось у него прежним, а требовательность к выбору актёрских работ повысилась». Вряд ли Олег Павлович стал бы возражать против «Маленького принца». Однако ж всеядность, о которой он говорил, имеет шероховатую изнанку. С львиной жадностью лучше обращаться поосторожней, равно как и с некогда «проглоченным» атомом солнца. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми, как в «Чукоккале» почти что…
Понятно, что любое сравнение имеет натяжку. Если Безруков и вправду проглотил этот самый атом, то свет, что идёт от него людям, может сжечь его изнутри. Тут ленинский завет «лучше меньше, да лучше» очень кстати вспомнить.
И всё-таки здорово, что «Бригада» была у Безрукова до «Маленького принца»: работа актёра, как и работа человеческого духа, если и не должна, то может строиться по восходящей.