Молодёжный форум „Утро-2017“ дал почву для размышлений
Как они быстро растут! Не могу сказать, что «племя молодое», было бы мне совсем уж «незнакомое». Но за три-четыре года из вчерашних детей поднимается отличная от прежних генерация. Новое поколение. В нашем случае это те, кто стал взрослым уже под санкциями. Встречайте.
Я преподаю и знала тех, кто созрел в старой, «не наказанной санкциями» России. За ними – тех, кто хорошо помнил ту и ту жизни. Наконец, тех, кто не мог себе позволить даже вообразить поездку за границу. Если первые на слова: «Будете в Египте (Стамбуле, Париже – нужное вписать), обратите внимание…» – кивали с пониманием. Вторые вздыхали по дороговизне туров и закатывали глаза. То на лицах третьих вообще ничего не отражалось; как говорил Остап Бендер: «Никакой заграницы нет. Волны Атлантического океана разбиваются о пологий берег Жмеринки».
Каковы эти? Новые? Бояться их? Обречено махать рукой? Или радоваться? На Южном Урале прошёл молодёжный форум «Утро-2017», где мне довелось участвовать в работе исторической площадки. Вот мы и встретились.
Челябинская область – место небогатое, несмотря на откровенно чёрную землю по сторонам дороги. Подскакивая под самый потолок машины на очередном ухабе (на форуме оказалось, что не только я, «избалованная» москвичка, но и участники из других, далеко не столичных, регионов ругают качество покрытия и вспоминают про коррупцию чиновников), я задавалась вопросом: «Что же деревни вокруг такие, мягко говоря, не процветающие?» А потом сказала себе: «Ты за два часа пути ни разу лба не перекрестила. Чему же удивляться?» Ни одной церкви от Магнитогорска до Карагайского бора, где располагался санаторий. Без Бога не до порога. Самая лучшая земля будет лежать «в пусте» – старое, потерянное нами выражение.
Съехалось около пятисот молодых людей – студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов, учителей школ (тоже юных). Им предстояло говорить о бизнесе, психологии, непростом, очень противоречивом прошлом нашей страны. Собственно, на исторической площадке работало 68 человек и сменялось семь экспертов. Их задача состояла в том, чтобы правдиво, без прикрас посмотреть на вчерашний день нашей родины, чтобы принять её и себя самих такими, какие мы есть.
После пёстрой многоликой Москвы в глаза бросилась этническая однородность участников – русские лица, несмотря на национальные названия федеральных образований, откуда ребята приехали. В паспорт не заглянешь. Да и нас реально больше. К тому же участники выдерживают конкурс – значит, лучше учатся. Наконец, форум собирает «патриотическую молодёжь». То есть каждый из приехавших в идеале – «за Расею ответчик».
Было полное ощущение, будто все – и участники, и эксперты – вместе и на глазах друг у друга «рожают» народ. Что «роды» трудные. Но что «ребёнок» будет любимым! Потому что нельзя же не любить себя. Вот и коренное отличие от предыдущих поколений и в целом от русских двух последних столетий – мы себя не любили, вечно сравнивали, искали изъяны, как женщина перед зеркалом: ой, у меня ноги кривые! Кривые – надень длинную юбку, зато коса в руку толщиной и грудь колесом. Ищи достоинства. Бери достоинствами.
Нужно было пожить «под санкциями», чтобы оценить себя: можем. А от уважения к себе перейти и к уважению своего прошлого: и тогда могли. Моё выступление про декабристов, как первый опыт неудавшейся в России революции, и её возможные риски пришлось на 22 июня – страшный день в нашей памяти – начало войны. Те, кто застал пропаганду советского времени, недобрым словом помянут заорганизованность торжественных мероприятий, настолько навязчивую, что становилось стыдно, и в людях, вместо любви и благодарности, возникало равнодушие. Что же тут? Военные песни, выступление башкирского театра с ролевой постановкой «Василия Тёркина». Берёт за душу.
Что насторожило? Стремление списать на последнюю войну все потери и экономические «косяки» советского времени. Слишком простой ответ. Успокоительный, но далёкий от правды. Кроме того, наша страна имеет тысячелетнюю историю, а не только память прошлого столетия, которая, в основном, «красная». Великая война – вовсе не единственная – были и Бородино, и Шипка, и очень, очень, очень много другого, без чего непонятно, как мы выстояли в середине XX века. Всегда выстаивали, вот в чём правда.
Однако сильно обрадовало неприятие участниками социальных потрясений – революций, гражданских войн, переворотов. Их понимание, что такая перспектива только унесёт жизни людей и разрушит имеющуюся инфраструктуру страны, а её надо улучшать. Мы не настолько богаты, чтобы позволить ещё раз втолкнуть нас в хаос. Потеря страны осознавалась ребятами как горе.
Разбившись на группы, участники постарались, используя подручные средства, выполнить задание – отработать квест – «Художественное сопровождение революции». Петь, читать стихи, рисовать, топать на худой конец. Вот это было по-настоящему здорово: стихи оказались собственного сочинения, вместо песен, вышел плач: «Хлеба!» А нарисовали ребята карту России, которую в условиях гражданской смуты рвут жадные руки и которая опять возникает. Возникает не как вопрос: неужели снова порвём? А как утверждение – дом для нас.
Насчёт «молодого, незнакомого». Помните, как Верещагин бросает товарищу Сухову ключи в окно после того, как тот прикурил от динамитной шашки. «Заходи!»
Ольга Елисеева