Признаться, этот звонок несколько меня озадачил и смутил. Полный энтузиазма голос на том конце провода радостно сообщал о своём намерении посетить меня на обратном пути из жарких стран. При этом было известно, что моя собеседница ни разу в Москве не была. Этот факт и смутил меня больше всего. Я-то ещё и сама не вполне свыклась с ролью столичного жителя. Что показать? Куда вести? В родном Питере у меня таких вопросов не возникло бы. А здесь – город-то ещё чужой. И показать хочется что-то особенное. Кинулась я к телефонной книжке, перебирая в уме тех, кто мог бы помочь. Обзвонила… С удивлением подвела итоги. Ничего нового, стандартный набор: Красная площадь, Воробьёвы горы, Арбат и т. д. На один день и на первый раз впечатлений, конечно, хватило бы. Но эта история побудила меня крепко задуматься и начать поиски другой Москвы.
И снова звонок. Женя Юрьев, мой хороший знакомый, страдающий от вполне взаимной любви к фотографии, своим простым вопросом привёл меня в полный восторг:
– Хочешь посмотреть настоящую Москву, боярскую?
– Спрашиваешь! Неужели такое чудо сохранилось?
Чудо сохранилось – Крутицкое подворье называется. И совсем рядом. Пять минут ходьбы от станции метро «Пролетарская» – и вот уже 1-й Крутицкий переулок, он-то нам и нужен.
Место оказалось волшебное. Оно так удачно расположено, что совершенно забываешь про галдящую, дымящую и слепящую современную Москву. Словно машина времени перенесла нас сюда. И чудится уже, что вот-вот пойдут гуськом бояре, сгибаясь под низкими тёмными сводами. И даже мой собственный голос, повинуясь этим стенам, отзывается почтением и становится тише. Величественные, монументальные в своей простоте строения из красного кирпича внушают благоговение и восхищают. Так и хочется по-холопьи чуть сгорбиться, а то и отвесить поклон до самой сырой земли, до сих пор не знающей асфальта. И тут же, среди этой весомой строгости, как нежное кружево на строгом платье, сказочный изразцовый терем! Настоящий «пряничный домик». В общем, покорили меня Крутицы.
Уже позже копнула я историю этого уникального места. Оказалось, что полным полна она знаменитыми именами. А началось всё с дипломатичного Александра Невского, получившего от хана разрешение на учреждение особой епархии в Золотой Орде для русских пленников. В том же XIII веке Великий князь Даниил Московский подарил епископам Сарайской и Подонской епархии место на крутом берегу Москвы-реки, и построен был на этом месте храм. А дальше прилепилась история подворья к истории Московского княжества. Усиливались московские князья – всё больший вес набирали епископы «полонённой» епархии. И уже в ХV веке они окончательно перебрались из Сарая на Крутицкое подворье.
Почти два века спустя, 1612 год – второе ополчение Минина и Пожарского в Успенском Соборе подворья. Ополченцы клянутся освободить Москву от иноземных захватчиков. Время смутное – Успенский собор Московского Кремля находится в руках поляков, и его крутицкий тёзка фактически становится главным собором России.
Вторая половина ХVII века – раскол. И снова не остались в стороне крутицкие монахи, считавшиеся весьма сведущими в новой вере. Именно сюда 1 марта 1666 года под стрелецким конвоем приведён для наставления на путь истинный знаменитый проповедник старой веры протопоп Аввакум. Так впервые кельи подворья стали тюремными камерами.
Поразили меня имена зодчих и мастеров, создававших в XVI-ХVIII веках уникальный ансамбль Крутицкого подворья: Осип Старцев, Ларион Ковалёв, Степан Иванов. Вот откуда эта русская широта и величие! Поэтому в «итальянском» Петербурге такой России точно не найти.
В XVIII веке Крутицкая епархия была упразднена и здания подворья (за исключением Успенского собора) переданы военному ведомству. При Николае I здесь разместились жандармы графа Бенкендорфа, и возникла при монастыре настоящая политическая тюрьма. Осенью 1843 года в здешние «светские кельи для политических арестантов» попадает А.И. Герцен.
Пережили Крутицы польские и французские разгромы, многочисленные пожары, пренебрежение современников, пережили и советское безбожное варварство. И уже в наше время подворье возвращено Русской Православной церкви. Началась его старая – новая жизнь. Какой-то она будет?
Взгрустнулось мне что-то от всех этих превращений, но такова уж русская история: от молитв и богослужений к камерам и пыткам.
Я люблю свой родной город – Петербург: он завораживает меня, сводит с ума, дарит самые необычайные эмоции, стремительно погружая в пучину истории и мягко выталкивая в комфортную действительность. Но вот уже почти 9 лет я живу в Москве и не перестаю удивляться, с какой лёгкостью находятся всё новые и новые почитатели строгой северной красоты. Не обидно вам, москвичи? Ведь Москва аж на 550 лет старше. И это в вашем, москвичи, необыкновенном городе можно совершить головокружительное путешествие в допетровскую Россию. Представляете, XVII, а то и XVI век! Да Питеру это и не снилось!
Почему сами москвичи едут за красотой и историей в Петербург, по «Золотому кольцу» или на Запад, а своего города многие не знают вовсе?
Некоторые, возможно, обидятся на мои эмоциональные возгласы. И замечательно! Так покажите мне Москву, москвичи!