Сегодня москвичи, особенно жители новостроек, жалуются: доехать утром на работу – великая проблема. Автобус приходится ждать минут по сорок. Если в него и посчастливится пробиться, едешь в тесноте и в обиде – на наш «неповоротливый» транспорт. Пока доберёшься до метро, проклянёшь всё на свете. Как же решается в Москве проблема наземного городского пассажирского транспорта? Мы попросили ответить на этот вопрос председателя Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степана Орлова.
Проблема наземного городского пассажирского транспорта знакома всем мегаполисам, всем европейским столицам. У нас же она возникла не сегодня и не вчера. Причин немало. С одной стороны – неразвитость дорожно-транспортной системы. За последние 10 лет протяжённость улиц и дорог столицы увеличилась на 527 км и к настоящему времени составляет 4667 км. Однако требуется больше. По расчётам специалистов, при сложившейся интенсивности движения и плотности транспортных потоков городу необходимо дополнительно построить, как минимум, около 350 км магистральной сети. Другая причина далеко не идеального состояния наших дорог – их перегруженность. Сегодня в Москве насчитывается более 3 млн единиц легкового автотранспорта. Это более чем на порядок превышает количество подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта. К сожалению, прогнозы аналитиков не дают повода для оптимизма: ежегодно парк легковых автомобилей в столице прирастает на 200 тысяч единиц, и через 10 лет их будет около 5 млн. Уже сейчас в дневное время по улично-дорожной сети города одновременно движутся более 200 тысяч автомобилей со средней скоростью 24 км/ч, а в вечерние часы их число удваивается, что приводит к массовым заторам. В пробках застревают не только легковые автомобили, но и, что особенно нетерпимо, общественный транспорт. Наиболее сложная ситуация складывается на маршрутах в тех районах города, где нет метрополитена. Как же решается эта острейшая для столичного городского хозяйства проблема?
Правительством Москвы была разработана городская целевая программа развития наземного пассажирского транспорта на 2007-2009 годы. Думаю, что при эффективной реализации этого документа ситуация сможет кардинально измениться. Мероприятия, предусмотренные программой, должны, в частности, способствовать повышению скорости движения за счёт организации выделенных полос для маршрутного транспорта, введения режима одностороннего движения в пределах Третьего транспортного кольца, увеличения пропускной способности улично-дорожной сети (в результате строительства и реконструкции дорог, транспортных развязок и подземных пешеходных переходов).
Предстоит создать интегрированную транспортную систему, которая должна отладить взаимодействие наземных пассажирских средств передвижения с другими видами транспорта – московской железной дорогой, столичным метрополитеном, речным пароходством. Самое пристальное внимание следует уделить развитию метро, особенно в районах новостроек. Но все планы, как обычно, упираются в финансовые проблемы. Если раньше строительство метро велось на паритетных началах (50% выделял федеральный центр, 50% – город), то теперь центр свёл эту цифру к 20%. В такой ситуации мы были вынуждены почти удвоить финансирование и, несмотря ни на что, продолжать строительство. В августе минувшего года после 10 лет консервации было завершено строительство станции «Трубная». А в канун нового, 2008 года открыты станции «Сретенский бульвар» и несколькими днями позже – «Строгино». В нынешнем году планируется открыть участки Митинско-Строгинской линии от «Парка Победы» до «Кунцевской» и от станции «Крылатское» до станции «Строгино».
Сегодня монопольные позиции на рынке транспортных перевозок занимает ГУП «Мосгортранс». Однако рыночные отношения должны развиваться во всех сферах городской жизни, в том числе и на транспорте. Решением столичных властей к перевозке пассажиров будут широко привлекаться представители других форм собственности. Условие одно: выполнение всех городских требований и правил, в первую очередь связанных с обеспечением безопасности движения. Пока таких компаний в городе немного, но они готовы работать на тех же условиях, на которых работают государственные предприятия.
Намечено строительство и реконструкция автобусных и троллейбусных парков, трамвайных депо. В этом году будет завершено строительство Митинского троллейбусного парка, реконструкция Краснопресненского трамвайного депо и линии в Строгино протяжённостью около километра. В рамках программы появится стоянка для 4-го автобусного парка, что позволит освободить внепарковую площадку на Ольховской улице. Начнётся строительство нового трамвайного депо в Бирюлёве взамен выводимого из эксплуатации депо имени Апакова. Планируется и создание троллейбусного парка в Марьине.
Для замены подвижного состава, выработавшего свой срок, город будет ежегодно закупать свыше 750 единиц подвижного состава за счёт собственных и заёмных средств предприятий. На маршруты выйдут новые транспортные средства, предоставляющие пассажирам достаточно высокий уровень комфорта. Кроме того, столичное правительство планирует вернуть на улицы Москвы трамвай. Недавно оно приняло целевую программу по восстановлению трамвайной инфраструктуры города. Трёхлетним планом предусмотрены реконструкция и модернизация 160 км стальных путей для этого экологичного вида транспорта.
Программа настолько обширна, что все обозначенные в ней мероприятия невозможно изложить в тесных рамках газетного выступления. Общий объём её финансирования на 2007-2009 годы составляет более 27 млрд рублей. И львиная доля в нём – средства из городского бюджета.
Записал